Экология и природопользование
Бакалавриат: 05.03.06 (срок обучения – 4 года)
В связи с возрастающими потребностями решения экологических проблем в Казахстане важнейшее значение имеет подготовка профессиональных экологов с широким университетским образованием. В рамках Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года определены меры по оздоровлению экологической ситуации, сложившейся в республике.
С 2006 года в Казахстанском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова открыто направление обучения «Экология и природопользование». Его создание продиктовано усиливающимся влиянием человеческой деятельности на природу, глобальными и региональными изменениями природной среды и климата, необходимостью создания научных основ природопользования и устойчивого развития, которые отражены в Стратегии развития Республики Казахстан – 2050.
Выпускники данного направления очень востребованы в Казахстане, где в настоящее время идет нехватка высококвалифицированных специалистов в области экологического аудита, геоэкологической экспертизы и ОВОС, геоинформационных систем и картографирования.
Обучение организовано географическим факультетом Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Географический факультет МГУ, созданный в 1939 году, – крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов, геоэкологов, природопользователей. В составе факультета 15 кафедр: биогеографии, геоморфологии и палеогеографии, геохимии ландшафтов и географии почв, криолитологии и гляциологии, рационального природопользования, физической географии и ландшафтоведения, физической географии мира и геоэкологии, гидрологии суши, метеорологии и климатологии, океанологии, картографирования и геоинформатики, географии мирового хозяйства, социально-экономической географии зарубежных стран, экономической и социальной географии России, рекреационной географии и туризма.
Образование, которое дает географический факультет, базируется на самых современных научных исследованиях. Ученые факультета осуществляют широкую программу научно-исследовательской деятельности в сфере наук об окружающей среде, экологии, природоохранной деятельности, экологической экспертизы, проводят экспедиционные исследования в различных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, активно участвуют в программах международного сотрудничества.
Руководит факультетом чл.-корр. РАН, профессор Добролюбов С.А. Более подробная информация о факультете на сайте: http://www.geogr.msu.ru/.
Обучение студентов Казахстанского филиала ведется по учебным планам и программам Московского университета. Учебный план включает дисциплины базовой и вариативной части, а также дисциплин по выбору. Каждая часть подразделяется на модули, такие как: «Естественные науки», «Основы управления природопользованием», «Экономические и социальные основы экологии», «Методы исследований в экологии и природопользовании», «Экологические основы территориального планирования», и др.
Модуль «Естественные науки»
· Математика
· Физика
· Биология с основами биогеографии
· Химия
· Геоморфология с основами геологии
· География
· Почвоведение
· Топография с основами картографии
· Метеорология и климатология
· Гидрология
· Ландшафтоведение
Модуль «Основы управления природопользованием»
· Основы рационального природопользования
· Экологический менеджмент
· Экологический мониторинг
· Оценка воздействия на окружающую среду
· Экологическая экспертиза
· Правовые основы природопользования
· Геоэкология с основами экологической политики
· Экологический аудит в Республике Казахстан
· Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
· Техногенные системы и экологический риск
· Экономическая и социальная география мира
Модуль «Экономические и социальные основы экологии»
· Экономика
· Региональная экономика
· Социальная экология
· Экономика природопользования
· Управление особо охраняемыми природными территориями
· Экология города с основами геоурбанистики
· Устойчивое развитие
Модуль «Методы исследований в экологии и природопользовании»
· Экологическая геохимия
· ГИС-технологии в экологии и природопользовании
· Геоинформатика
· Картографирование в природопользовании
· Методы исследования и обработки информации в природопользовании
· Лабораторные методы экологической экспертизы
Модуль «Экологические основы территориального планирования»
· Ландшафтное планирование для оптимизации природопользования
· Ландшафтная архитектура города
· Ландшафтная экология
· Оценка природно-рекреационного потенциала территорий
· Природные условия и риски природопользования Каспийского региона
Модуль «Технологические основы природопользования»
· Методика расчета эмиссий в окружающую среду с использованием программного комплекса «Эра»
· Основы общественного производства
· Природосберегающие технологии и альтернативная энергетика
· Современные проблемы землепользования и мелиорации
· Инженерная экология
· Информатика
· Математическая статистика
· Физическая география материков
· Физическая география стран Евразийского экономического союза
Лучшие специалисты МГУ читают авторские курсы: Оценка природно-рекреационного потенциала территорий, Управление особо охраняемыми природными территориями, , Лабораторные методы экологической экспертизы, Экология города с основами геоурбанистики, Ландшафтное планирование, Ландшафтная архитектура города, современные проблемы землепользования и мелиорации, , окружающая среда и здоровье человека, региональные проблемы природопользования и устойчивого развития, антропогенные ландшафты, комплексное геоэкологическое картографирование, отраслевая экономика природопользования, природосберегающие технологии, теоретические основы эколого-географических экспертиз.
Особое место в учебном процессе занимают учебные и производственные практики, где студенты осваивают практические методы исследования, изучают различные ландшафты и их составляющие, наблюдают и оценивают рациональность процессов природопользования, антропогенные изменения среды, а также работают на предприятиях и в регулирующих органах Казахстана, овладевая навыками управления природопользованием. На первом курсе проходит учебная полевая практика в Каркаралинске, Карагандинской области, на втором курсе, студенты выезжают по регионам Казахстана и на третьем, проходят практику на различных предприятиях.
Важную роль в системе подготовки бакалавров играют курсовая и дипломная работы, защищаемые на 3 и 4 курсах. Они позволяют вести углубленную специализацию студента, в большей степени ориентированную на будущую работу.
Направления научных исследований экологов самые разнообразные – это разработка теоретических основ рационального природопользования и охраны окружающей среды, оценка земельных ресурсов и оптимизация землепользования, разработка теоретических основ организации охраняемых территорий, природная индикация загрязнения окружающей среды, глобальные изменения климата, экологическая геохимия городской среды, разработка и создание экологических геоинформационных систем, разработка теоретических основ регионального картографирования, экология жилища и офиса и др.
Третий год обучения студенты проводят в Москве, где защищают курсовую работу и на четвертом курсе готовят выпускную работу, защищают ее и сдают государственные экзамены в Казахстанском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова.
Срок обучения – 4 года (8 семестров). Выпускникам Казахстанского филиала присваивается степень «Бакалавр экологии и природопользования» и выдается диплом об окончании Московского государственного университета.
Выпускники направления «Экология и природопользование» могут занимать должности научных сотрудников, инженеров-экологов, инспекторов по охране природы, преподавателей, работать в: международных организациях, экологических фондах; структурах государственного управления, министерствах и ведомствах охраны окружающей среды и природных ресурсов, экологических службах отраслей, ведомств и местных органах власти; коммерческих фирмах (эколого-ресурсных, финансовых, туристических, инновационных); компаниях топливно-энергетического комплекса и других отраслей; организациях, учреждениях и предприятиях, связанных с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности; проектных, изыскательских, научно-исследовательских институтах, бюро, фирмах; ВУЗах, общеобразовательных и специальных учебных заведениях.