Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Общие сведения

08.11.2008

№ 1, 2008

Александр Сидорович

директор Казахстанского филиала МГУ

им. М.В. Ломоносова,

доктор экономических наук, профессор


Евразийскому пространству – новое образование


1994 год. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в зале Ученого совета МГУ выступает с яркой речью о дальнейшей судьбе стран Содружества и предлагает вдохновляющую перспективу – формирование Евразийского союза как формы, объединяющей постсоветские государства во имя развития и достойного будущего. Мне посчастливилось быть в числе участников той знаменательной встречи, и я видел, с каким воодушевлением ведущие ученые Московского университета, студенты восприняли выступление Нурсултана Абишевича. Это было не просто выступление ученого и государственного деятеля, а предложение конкретной перспективы выхода из того сложнейшего кризисного положении, в которое попали наши страны после первых лет преобразований. Это было выступление надежды на прогресс и будущее.


Символично, что именно Московский университет был избран Н.А.Назарбаевым для такого этапного выступления. Замечательные идеи могут быть реализованы только образованными, высококультурными кадрами, которые способны творчески решать задачи XXI века.


Данное выступление Н.А.Назарбаева знаменательно и тем, что оно положило начало новому этапу развития самой Евразийской идеи – практическому евразийству. Хотя евразийская идея возникла в XIX веке, но только в наших условиях ее востребованность приобретает не только теоретический, но и прямой практический смысл. Формирование различного рода региональных объединений на Евразийском пространстве при активном участии и инициативе Казахстана и России, динамизм этих процессов создают новое качество реализации идеи евразийства эти формы объединений имеют своей идейной основой евразийскую идею. Н.А. Назарбаев, выступая с лекцией перед студентами в Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева, убежденно и справедливо заявил, что эта идея осуществляется и победит.


Объективная сложность реализации идей практического евразийства в современных условиях, состоит в том, что на евразийском пространстве происходят процессы становления новых государств, которые по-разному определяют свое отношение к евразийским основам жизни в условиях новой геополитической обстановки в начале XXI века и глобализации. Приходится сталкиваться с тем, что в ряде случаев страны евразийского пространства стремятся отвлечься от своей евразийской истории и бытия и, вопреки очевидным геополитическим фактам, провозглашают идею одностороннего исторического выбора вне евразийского пространства. Это происходит в тех случаях, когда провозглашается тезис об однозначности и окончательности  «европейского выбора»,  «западного выбора» и т.п. при игнорировании евразийского положения страны, или когда годы совместной истории евразийских народов представляются как годы подавления одних народов другим. В этих случаях игнорируются истины о взаимообогащении народов в ходе разлития, о тысячелетних культурных ценностях стран, населяющих евразийское пространство. Следует особо отметить в этой связи подход Н.А.Назарбаева к пониманию ответственности Казахстана за поддержание и утверждение межкультурного и межконфессионального согласия как одного из принципов, который вытекает из самой сути евразийства. Только историческое развитие евразийских государств на принципах взаимного уважения культур и ценностей народов, на наш взгляд, дает прочную основу для будущего наших стран в XXI веке. Такой подход имеет общемировое значение. Только на таких принципах страны могут достичь уважаемое и достойного положения и создать новую систему международных отношений на евразийском пространстве, достойную XXI века.


Сложнейшие задачи консолидации евразийского пространства могут решать лишь новые и высокообразованные кадры, которые являются не только носителями знаний той или иной области деятельности, но и обогащены ценностями евразийской культуры, приобщены к ценностям евразийской цивилизации. Это значительно расширяет требования к новому образованию на евразийском пространстве, предполагает создание его новых организационных форм. Эти требования вытекают, во-первых, из коренного изменения роли образования и знаний в XXI веке. Во-вторых, из ориентации подготовки кадров на развитие своей страны. И, в-третьих, из особого учета евразийского фактора качества образования.


То огромное внимание, которое уделяет Н.А.Назарбаев образованию, опирается на общие закономерности развития в XXI веке. Прогресс в новом веке основан на знаниях и инновациях. Это требование является универсальным. Его признают во всем мире. В этих условиях образование выполняет новую роль. Нурсултан Абишевич неоднократно подчеркивал, что образование  «становится ключевым фактором нашего развития», что «одним из ключевых приоритетов является развитие современного образования и передовой науки». Эти факторы, в конечном счете, создают надежную основу для повышения конкурентоспособности страны и ее реального авторитета в мире. В программных выступлениях и Посланиях Президента Республики Казахстан содержится конкретная программа развития образования на различных уровнях, которая требует ее последовательной реализации с учетом особенностей самой образовательной сферы.


Совершенствование образования – это задача особой сложности по нескольким причинам. Образование, если перенести на него экономическую терминологию, – одна из капиталоемких и лаговых сфер народного хозяйства. Радикальные методы преобразований, которые срабатывают в материальной сфере и отраслях экономики, в образовании могут иметь негативные необратимые последствия и далее обернуться разрушением национального образовательного потенциала, Очень опасны отторжение в процессе реформирования культурных основ нации и, вместе с тем, игнорирование под флагом традиций новых знаний, принципов организации образования и международное опыта.


Ключевая проблема нового образования – его качество. Если обратиться к дискуссиям по данной проблеме, то обращают на себя внимание разночтения по данному вопросу. Под качеством понимается и уровень образования, и его соответствие мировым стандартам, и фундаментальность, и способность соответствовать интересам работодателей и т.д. Активно ставится вопрос об измерении и оценке качества образования, хотя специалисту понятны трудности измерения различного качества. Эти различия присутствует и в самой системе образования. Если взять высшее образование, то требования к качеству образования инженера, по определению, иные, чем требования к качеству подготовки научного исследователя, а требования к качеству подготовки новатора-инновационщика неизбежно отличаются от требований к образованию сотрудников крупных корпораций и т.д.


Особо следует сказать о соответствии мировым стандартам. Последние – категория подвижная. Каждый из ведущих университетов мира обладает своими особыми преимуществами и достижениями, признаваемыми в мире. Иногда оценка мировых стандартов распространяется на всю образовательную систему Запада. В этом случае игнорируется острая критика в самих этих странах состояния образования и односторонность международных рейтингов университетов. Например, если получивший широкую известность  «Шанхайский рейтинг» ориентирован на преимуществ университетов США и оценивает, прежде всего, англоязычные научные публикации, то рейтинг  «Тайме» делает упор на международное сотрудничество и экспертную оценку по критериям Европейского сообщества. Не ясен и подбор экспертов для оценки образования. При таких подходах евразийские университеты в принципе не могут рассчитывать на место в данных рейтингах, хотя достижения многих из них в ряде областей выше, чем в университетах, занимающих достаточно высокие позиции в рейтингах Запада. К сожалению, приходится сталкиваться и с тем, что критерии Болонского процесса отождествляются с критериями качества образования международного уровня. Между Тем оценка качества в рамках Болонского процесса имеет другой смысл и назначение – оценка выполнения стандартов в рамках единых, усредненных требований к уровню и содержанию образования в университетах данной страны и других стран. Эта усредненная оценка не может претендовать на оценку качества образовательной системы страны в целом, на оценку особенностей образования в ведущих университетах и тем более – на учет особенностей страны в образовании. Все это настойчиво ставит вопрос о более точном сопоставлении качества образования евразийских университетов с мировым уровнем образования, о конкретном многообразии форм качества, в высшем образовании евразийских государств и требует особого рассмотрения качества фундаментального и прикладного образования.


Еще одна сторона нового образования в контексте евразийской идеи – формирование образования, которое должно одновременно усваивать и воспроизводить традиции страны и ценности международного образования таким образом, чтобы значительно повышать эффективность усилий и действий в сфере образования во имя благополучия собственной страны и ее народа. В этом контексте патриотизм и качество образования неотделимы. В наши дни особенно актуально для к всех новых государств звучат слова великого Абая, которые привел Н.А.Назарбаев в своей знаменитой лекции в Евразийском национальном университете:  «Нужно учиться, чтобы узнать то, что делают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа». Если подготовленный за счет государства специалист уезжает из страны, то это прямая потеря для страны и, в конечном счете, для него. Работа по обслуживанию интересов хозяина-нанимателя, моральная зависимость от другой страны подрывает личность, отрывает от родной земли ее детей.  «Бегство умов особенно чувствительно для динамично развивающихся стран, к которым относятся наши страны. В современных условиях эти процессы не оправданы даже экономически – талантливый специалист в Казахстане и России может иметь сопоставимые доходы с зарубежными специалистами, если учесть особенности налогообложения и более рыночные условия жизни в западных странах.


Ответом на это может быть как создание достойных условий для творческой деятельности талантливых молодых специалистов, так и большая переориентация образования на реальную оценку национальных, евразийских и международных процессов. В этой связи важнейшее значение имеют характер, содержание и ориентация социально-гуманитарного цикла образования. Следует иметь в виду, что мы имеем дело с поколением, которое дезориентировано неточными, а, и ряде случаев, неверными представлениями о ценностях стран Евразийской цивилизации, ценностях Запада, упрощенным представлением о глобализации и т.д. В таких условиях система требований к циклу социально-гуманитарных знаний, его ориентация на национальное достоинство, евразийскую идею, сотрудничество с другими государствами евразийского пространства и мира приобретают особо важное значение. Здесь важно всё – и знание системы наук об обществе (в школе можно получить только поверхностное представление об этом), и глубокое знание национального государственного языка, и знание русского языка как языка всего евразийского пространства, и знание английского языка как языка международного общения, и постоянное участие в обсуждении динамично развивающихся процессов в стране и в мире.


Учет евразийского фактора в образовании достигается не только обогащением опыта друг друга, синхронизацией реформирования систем образования в разных странах евразийского пространства (игнорирование этого – особенно опасно), но и созданием адекватных организационных форм образования.


Необходим поиск таких форм организации обучения, которые успешно соединяют национальный, евразийский и более широкий международный аспекты образования. Примером такой формы может служить создание по инициативе Н.А. Назарбаева Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова и организация в нем учебного процесса таким образом, чтобы студенты филиала могли во время обучения не менее одного года находиться в Москве, защищать диплом в МГУ, а за время обучения прослушать целую систему курсов, которые посвящены культуре, истории и развитию наших стран. Студенты при этом не отрываются от родной страны, ее обычаев и традиций. Они ориентированы на то, чтобы быть  «опорой своего народа». Переплетение учебного процесса с познанием реальной жизни двух стран создает атмосферу воспитания подлинных евразийцев и патриотов своей страны


-    Казахстана. Потенциал евразийского подхода к образованию чрезвычайно велик. Мы видим, как сотни преподавателей Московского университета, которые за годы работы филиала читали лекции в Астане, стали активными популяризаторами достижений Казахстана в России и гордятся тем, что вносят вклад в эти достижения своим трудом.


Важным направлением деятельности в сфере образования для нас может стать формирование кадров, которые способны обеспечить региональную интеграцию евразийских государств, деятельность в международных организациях, формируемых на евразийском пространстве. Опыт работы этих организаций показывает, что специалисты, ориентированные на внутренние проблемы, сталкиваются на евразийском пространстве с такими институтами и организациями, которые требуют более широкого подхода к каждой проблеме, сочетания аналитической работы и практических решений. Необходимы кадры, которые способны создать кадровую базу Практического евразийства. Подготовка таких специалистов была бы важным вкладом в реализацию идеи о конструктивных инициативах Казахстана по интенсификации сотрудничества в Центральной Азии и на всем евразийском пространстве, по повышению роли наших стран в интеграционных процессах. Решение задач такого образования под силу только таким учебным заведениям, которые дают качественное фундаментальное образование, позволяющее найти оптимальные решения в различных сферах международного сотрудничества. Мы рассчитываем, что выпускники Казахстанского филиала Московского университета могут быть ориентированы на решение задач такого уровня.


Международные стандарты фундаментального образования, реализуемые в филиале, очень важны ещё для одного направления деятельности – тесной связи процесса обучения с деятельностью институтов развития. Казахстану принадлежит приоритет на постсоветском пространстве в освоении этих перспективных форм прогресса страны. Кадровое обеспечение таких действий через учебный процесс – долг высшей школы. Мы также не можем остаться в стороне от решения этой задачи.


Заключительные страницы книги Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь» – обращение к молодежи. Это – обращение к уму и сердцу нового поколения казахстанцев, которое берет и должно брать на себя ответственность за судьбу своей страны, В контексте евразийской идеи это – обращение к молодежи всего евразийского пространства. Система образования – это система образования народа. Народы великого евразийского пространства, говоря словами Нурсултана Абишевича Назарбаева, должны  «помогать друг другу и держаться всем вместе, и тогда любые испытания и преграды будут пройдены и преодолены с достоинством». Образование обязано служить этой благородной цели.


Возврат к списку


© Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Все права защищены.