Модернизация общественного сознания и социогуманитарное образование
Казахстанский филиал МГУ внедряет новые авторские программы, направленные на реализацию концептуальных положений статьи Главы государства Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
«Начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной.
Н.А. Назарбаев. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Казахстан на всем протяжении своей независимой истории отличался стремлением объединить два вектора – развитие имеющегося потенциала и стремление занять достойное место в глобальном мире. Реформы, проводимые в этом направлении, уже принесли свои плоды, что позволило подойти к новой амбициозной цели – войти в тридцатку развитых государств мира. Стремление увидеть казахстанский народ единой нацией сильных и ответственных людей определило и основной посыл новой масштабной работы, суть которого – модернизация общественного сознания. Эту задачу поставил Н.А.Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Известно, что Казахстанский филиал МГУ создан по инициативе Н.А.Назарбаева и представляет собой реализованный проект евразийства, что позволяет выстроить учебный процесс на основе объединения программ Московского университета и программ национального компонента.
Кафедра социально-гуманитарных наук реализует базовые программы Московского университета, такие, как «Философия» (академик НАН РК, доктор философских наук, профессор Ж.М. Абдильдин, академик НАН РК, доктор философских наук, профессор Р.Ж. Абдильдина), «Современная философия и методология науки» (доктор философских наук, профессор Р.Ж. Абдильдина) «Социология» (член-корреспондент IASHE, доктор философских наук, профессор С.Ш. Аязбекова), «История России» (доктор исторических наук, профессор Ж.А. Ермекбай), «Педагогика и психология» (кандидат психологических наук, доцент Л.В. Нефедова); «Право» (кандидат юридических наук, доцент Б.А. Омарова); «История Казахстана» (доктор исторических наук, профессор А.И. Оразбаева).
Опираясь на программные выступления Президента страны и возможности учебного плана по проведению дисциплин по выбору, кафедра социально-гуманитарных дисциплин внедрила в учебный процесс ряд новых авторских спецкурсов. К ним относятся «Независимый Казахстан: эволюция государства и общества», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Казахстанская модель этнокультурного согласия», «Казахская государственность: история и современность» (доктор исторических наук, профессор Ж.А. Ермекбай); «Проблемы укрепления национальной идентичности в контексте Мәңгілік Ел», «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н.А. Назарбаева, «Ценности Мәңгілік Ел и национальное сознание» «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н.А. Назарбаева» / «Ценности Мәңгілік Ел" и национальное сознание» (академик МАИ, доктор политических наук Калашникова Н.П.); «История Казахстана в контексте сравнительной теории цивилизаций», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы» (доктор исторических наук, профессор А.И. Оразбаева); «Психология лидерства» (кандидат психологических наук, доцент Нефедова Л.В.); «Евразийская культура», «Духовный мир Евразии», «Современная культура Казахстана», «Имиджеология», «Становление и развитие личности» (член-корреспондент IASHE, доктор философских наук, профессор С.Ш. Аязбекова).
Программы дисциплин по выбору направлены на реализацию и решение актуальных задач в сфере модернизации Казахстана и общественного сознания:
· сохранения национальной идентичности, культуры, национального кода, любви к малой родине («Казахская государственность: история и современность», «Проблемы укрепления национальной идентичности в контексте Мәңгілік Ел», «История Казахстана в контексте сравнительной теории цивилизаций», «Евразийская культура», «Духовный мир Евразии», «Современная культура Казахстана»);
· модернизации Казахстана, его эволюционного развития, построения меритократического общества («Казахская государственность: история и современность», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы»);
· модернизации общественного сознания («Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н.А. Назарбаева, «Ценности Мәңгілік Ел и национальное сознание», «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н.А. Назарбаева» / «Ценности Мәңгілік Ел и национальное сознание», «Современная культура Казахстана»);
· способности к осмысленной адаптации к меняющимся условиям, культурная открытость, открытость сознания («Евразийская культура», «Развитие личности»);
· развитие конкурентоспособности человека, его прагматизма, внутреннего стремления к обновлению («Психология лидерства», «Имиджеология», «Становление и развитие личности»)
Исходя из сказанного, можно заметить, что новые авторские программы кафедры СГД позволяют приобщить студентов к казахстанской модели модернизации, в основе которой лежит объединение уникального международного опыта и особенностей национальной культуры и национального кода. В рамках этих дисциплин формируется и культ знания, когда студенты постигают основы научной деятельности, разрабатывая научные проекты по различным социогуманитарным вопросам.
Текст: Аязбекова С.Ш.