Круглый стол «Современное математическое образование: проблемы и перспективы»


5 июня 2020 года в Казахстанском филиале МГУ прошел Международный круглый стол «Современное математическое образование: проблемы и перспективы». В ходе мероприятия математики обсудили актуальные проблемы науки и образования.


В обсуждении приняли участие представители Московского университета, Казахстанского филиала МГУ, Российского университета дружбы народов, Башкирского государственного университета, Башкирского педагогического университета, Ташкентского филиала МГУ, КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, КарГУ имени Е. А. Букетова, Satbayev University, Nazarbayev University, Университета имени Шакарима, КазНПУ имени Абая, Института математики и математического моделирования, Центра образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Союза проектных менеджеров и других организаций.


4s.jpg


Работу круглого стола начал директор Казахстанского филиала А. В. Сидорович. Поприветствовав участников, А. В. Сидорович отметил, что математическому образованию в МГУ уделяется особое внимание, поскольку математики Московского университета внесли выдающийся вклад в развитие мировой науки и в развитие страны; казахстанские математики в тесном единстве с математиками МГУ являются опорой развития современного общества. Математизация образования является общей задачей; в обучении математике как математиков, так и специалистов других направлений имеется множество проблем – круглый стол, заметил директор, является очень эффективной формой общения: представительность его состава выражает общую озабоченность проблемами развития математики и математического образования. А. В. Сидорович выразил надежду на то, что круглый стол послужит объединению научных сил разных стран для решения общих задач: обсуждение на круглом столе должно стать отправной точкой в формировании новых подходов, которые требуются в современных условиях.


Далее обсуждение велось в рамках трех блоков: «Наука», «Математическое образование в высшей школе», «Математическое образование в средней школе».


В блоке «Наука» выступил генеральный директор Института математики и математического моделирования член-корреспондент НАН РК М. А. Садыбеков с докладом «Новые ориентиры для казахстанских математиков по публикационной активности». Докладчик рассказал о деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан в сфере науки, в частности о Государственной программе развития образования и науки на 2020–2025 гг. Также М. А. Садыбеков привел статистику публикаций математиков Казахстана в изданиях базы Web of Science. Как отметил автор доклада, публикационная активность казахстанских ученых растет и деятельность Министерства способствует дальнейшему ее росту.


Следующим был доклад главного редактора журнала Eurasian Mathematical Journal профессора Российского университета дружбы народов В. И. Буренкова «Евразийский математический журнал: текущее состояние и перспективы». В. И. Буренков рассказал об истории создания, о направлениях и достижениях журнала. Eurasian Mathematical Journal развивается совместными усилиями казахстанских и зарубежных математиков: в редколлегию входят математики Казахстана, России, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Армении, Грузии, Германии, Китая, Франции, Великобритании, Португалии, Испании, Швеции, Хорватии, Белоруссии, Украины, Греции, Израиля, Мексики, Индии, Польши, Канады, Турции, Чехии. Знаменательным событием в истории журнала стало его включение в 2014 году в базу Scopus с рейтингом Q4. В 2019 году рейтинг журнала повысился до Q2 с индексом 0,624. В завершение была озвучена следующая цель: попасть в базу Web of Science – В. И. Буренков призвал всех участников стола принять активное участие в работе журнала.


Блок «Математическое образование в высшей школе» был представлен докладом «Математическое образование и преподавание математических дисциплин в вузах Республики Казахстан». Первую часть доклада представил профессор Satbayev University В. В. Вербовский, описавший проблемы преподавания математических дисциплин студентам инженерных специальностей. Основными проблемами математического образования в большинстве вузов Казахстана являются нехватка аудиторных часов, выделяемых на математические дисциплины, и отсутствие в программе некоторых важных математических дисциплин. Подобные проблемы приводят к тому, что не достигается главная цель математического образования – научить студента применять математику в будущей профессиональной деятельности. В результате большая часть студентов не может применять на практике полученные математические знания. Как отметил автор доклада, для инженерных специальностей учебные планы разрабатываются выпускающими кафедрами, которые и уменьшают количество и объемы математических дисциплин. Подобные проблемы имеются и в математическом образовании студентов направления «Математика». В завершение В. В. Вербовский предложил ввести в вузах обязательную процедуру обсуждения учебных планов и программ для студентов-математиков с математическими институтами Казахстана.


2s.jpg


Вторую часть доклада подготовил доцент кафедры математики и информатики Филиала К. А. Бекмаганбетов. Доцент Бекмаганбетов привел сравнительный анализ программ бакалавриата по направлению «Математика» ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, Nazarbayev University и Казахстанского филиала. Особое внимание докладчик уделил влиянию Филиала на развитие казахстанского математического образования. Исторически сложилось так, что Московский университет сыграл значимую роль в казахстанской математической науке: многие выпускники Московского университета, среди которых академики НАН РК М. О. Отелбаев, А. С. Джумадильдаев, профессор Е. Д. Нурсултанов, являются крупными учеными-математиками; ими были созданы свои математические школы. Казахстанский филиал продолжает традицию МГУ и осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров на уровне бакалавриата. Размышляя о роли Казахстанского филиала, К. А. Бекмаганбетов задался вопросом о том, что еще может дать Филиал нашей стране. На сегодняшний день в Казахстане нет геометров, специалистов по теории чисел, имеется дефицит специалистов по теории вероятностей и математической статистике. Специалисты в данных областях необходимы экономике Казахстана. Для решения проблем подготовки специалистов в данных областях математики предлагается:


1) инициировать создание целевых программ магистратуры по геометрии, теории вероятностей и математической статистике, теории чисел;


2) инициировать создание целевых программ докторантуры PhD по образцу ведущих зарубежных университетов.

В блоке «Математическое образование в средней школе» c докладом «О новых учебных программах по математике в средней школе» выступил старший менеджер филиала «Центр образовательных программ» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Т. У. Аубакиров. Докладчик рассказал о причинах изменения учебных программ средней школы, подробно описал их содержание, особенности новой системы оценивания знаний учеников.


После каждого выступления участники обсуждали доклады и делились мнениями. Особенно бурным было обсуждение докладов о математическом образовании в высшей и средней школах.


3s.jpg


В ходе обсуждения доклада о математическом образовании в вузах декан механико-математического факультета Московского университета член-корреспондент РАН А. И. Шафаревич рассказал о планах развития факультета. По его словам, сейчас обсуждаются планы модернизации образовательных программ механико-математического факультета, которые сделают преподавание математики более современным – отвечающим актуальным потребностям. Согласно одному из таких планов, на старших курсах планируется выделить два направления: абстрактное математическое и прикладное (в соответствии с интересами студентов).


Декан факультета вычислительной математики и кибернетики академик РАН И. А. Соколов отметил, что ровно 50 лет назад был создан факультет ВМК. Создание в Советском Союзе целого ряда подобных факультетов было ответом на глобальный вызов того времени – появление нового инструмента познания мира (электронно-вычислительных машин). Факультет готовит специалистов в области вычислительной математики и программирования, и сейчас, оценивая роль факультета ВМК МГУ и других родственных факультетов, можно сказать о том, что благодаря выпускникам именно этих факультетов отрасль компьютерной науки в Советском Союзе, в России развивалась вровень со всем миром: на факультете вычислительной математики и кибернетики учили, в первую очередь, фундаментальной математике. Сегодня тоже необходим большой набор специалистов, которые могли бы легко решать инженерные и любые другие прикладные задачи в различных областях. Эти специалисты должны виртуозно владеть определенными инструментами, для того чтобы строить красивые, эффектные и эффективные конструкции. Также необходимы специалисты, которые были бы способны разрабатывать эти самые инструменты. Такие специалисты, по словам академика Соколова, должны фундаментально знать математику. Сегодня перед математиками стоят очень серьезные вызовы: в основе популярных отраслей компьютерной науки, таких как искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение, Big Data, лежит фундаментальная математика, поэтому математическое образование – главное образование. Учить людей владению инструментами нужно, но миссия МГУ – готовить людей, которые создают эти инструменты.


Одной из проблем математического образования в России, по мнению И. А. Соколова, является переход на Болонскую систему. В связи с этим на факультете ВМК создана комиссия, которая активно разрабатывает план перехода на шестилетний специалитет.


Запоминающимся было и выступление академика Академии наук Узбекистана Ш. А. Алимова, который предложил изменить программы и методики преподавания математических дисциплин среди студентов нематематических специальностей: при преподавании математики стоит учитывать развитие современных информационных технологий.


Продолжительность круглого стола составила три часа. По мнению участников, работа была полезной и плодотворной: были обсуждены многие важные проблемы науки и образования. Из-за большого количества обсуждаемых тем не все участники смогли высказать мнения – профессор М. А. Садыбеков в завершение мероприятия предложил проводить подобные круглые столы с более узкой тематикой.


Текст и фото: кафедра математики и информатики