04.04.2009

Наталья ГАПОНОВА

Гоголя веселый юбилей

Кроме Николая Васильевича Гоголя, не назвать другого писателя, чей юбилей мог бы пройти так же весело и непринужденно. Первого апреля — в день 200-летия русского писателя — вспоминали о нем в Российском центре науки и культуры в Астане.

Разумеется, на вечере наличествовала официальная торжественная часть. Был обстоятельный доклад о творчестве, прочитанный доктором филологических наук Татьяной Кривощаповой. И содержательное выступление искусствоведа Музея современного искусства Елены Черновой о Гоголе-художнике и художниках, изображавших писателя и иллюстрировавших его произведения, — А. Венецианове, А. Иванове, Ф. Моллере, И. Репине, Кукрыниксы, Е. Кибрик, П. Боклевском и других. Доцент кафедры русской филологии Евразийского национального университета имени Л. Гумилева Жанна Нурманова рассказала о «киногоголеане», насчитывающей десятки художественных и документальных фильмов.

Творчество писателя универсально по своей значимости и философско-гуманистическому пафосу. Его читателей можно встретить в любом уголке планеты. И каждый из них при упоминании имени Гоголя не загрустит, вспоминая печальные и даже трагические обстоятельства его жизни, не впадет в меланхолическую задумчивость, а непременно улыбнется. И так продолжается уже более ста пятидесяти лет.

Смех и аплодисменты звучали на вечере в адрес артистов Государственного русского драматического театра имени М. Горького, показавших сцену из спектакля «Здесь все свои». Неудивительно, что замечательная интерпретация «Ревизора», поставленная режиссером Юрием Ханинга-Бекназаром, является визитной карточкой театра и одним из лучших репертуарных спектаклей. Добавим, что через несколько дней столичный театр отправится на гастроли в Челябинск. И первым спектаклем, который увидят российские театралы, будет «Здесь все свои». В успехе можно не сомневаться. Гоголевская драматургия — практически беспроигрышный вариант.

А вот от членов литературного клуба «Пегас», объединившего студентов Евразийского университета и казахстанского филиала МГУ имени М. Ломоносова, потребовалось определенное мужество, чтобы выйти на сцену после профессиональных артистов. Впрочем, бесстрашия и бесшабашной веселости студентам не занимать. Юные лицедеи вживались в образы гоголевской панночки-русалки, Чичикова и Коробочки, героев «Ревизора» — Хлестакова, Анны Андреевны и Марьи Антоновны.

В известнейшей сцене объяснения Хлестакова в любви дочери и жене городничего студенты изрядно перевирали слова. Но делали это по-хлестаковски увлеченно, вдохновенно и ни чуточки не смущаясь! Для них Гоголь не стал писателем с «хрестоматийным глянцем», они находятся с ним «на дружеской ноге», и Николай Васильевич вполне мог бы быть их современником и собеседником. Кстати, в замечательной песне к спектаклю «Здесь все свои» композитор и исполнитель Евгения Терехина для зрителей пела: «в карете по бездорожью ехал ровесник мой».

Несколько фривольные юмористические стишки о Гоголе в финале веселого юбилейного вечера звучали уместно и ко времени. Ведь что такое двести лет для Гоголя? Один из юбилеев писателя, у которого — это очевидно — в запасе вечность. Это у нас Гоголь один.