06.12.2008

Динара БАЙГОЗИНОВА

Чтоб литература не надорвалась...

«Вы спросите, есть ли сейчас современный литературный процесс? — говорит он. — Я отвечу вам — нет, а современная литература — есть». Знакомьтесь, Голубков Михаил Михайлович, доктор филологических наук, профессор, преподающий на филологическом факультете Московского государственного университета.

Именно его лекцию на тему «Современный литературный процесс глазами историка литературы» довелось послушать студентам-филологам двух университетов — Казахстанского филиала МГУ имени М. Ломоносова и Евразийского национального университета имени Л. Гумилева. Отправной точкой лекции профессор Голубков избрал век XIX — время, когда литература была учебником жизни, а писатель в свою очередь — учителем, «инженером душ человеческих». В этот период литература стала сакральна, религиозна, в ней находили свое яркое отражение философия и политика, но под этим грузом русская литература «надорвалась». И на место писателя-проповедника пришел писатель-еретик, иными словами постмодернист. Началом отсчета новой эпохи профессор Голубков предлагает считать 1986 год, когда в журнале «Москва» был напечатан роман В. Набокова «Защита Лужина», в котором нет ни политической, ни антисоветской темы при глубоком художественном наполнении.

Следующий этап был обозначен как «время потаенной литературы», зарубежной, возвращенной, характеризовавшейся большими тиражами столь популярных в то время литературных журналов. На этих многомиллионных страницах единым потоком выступили произведения, присланные из Праги, Парижа, Нью-Йорка, Москвы, став благодатной почвы для постмодернизма.

Эту новую волну литературы характеризовала асистемность и неконсолидированость, отсутствие кружковой культуры и взаимосвязи между собой. «Современный писатель не читает своих современников, — говорит Михаил Михайлович, — боясь испортить свой индивидуальный стиль. Оправданно ли это? Судить нам с вами, дорогие читатели. Так же как и задумываться, не мы ли виноваты в засилье различных литературных проектов, авантюрных детективов, выпускающихся космическими тиражами,— ведь известно, что всякое предложение рождается спросом»...