08.07.2010

|ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ| Александр СИДОРОВИЧ, директор Казахстанского филиала Московского государственного университета им. М. Ломоносова, доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ, почетный работник образования РК

Уникальный опыт преобразований


Для развития современной мировой экономической науки огромное значение имеет опыт формирования новых независимых государств на постсоветском пространстве. Переход к новым экономическим системам в этих странах, несмотря на большие трудности и противоречия, уже многое дал для понимания по-новому многих процессов общественного развития в мире. Особый интерес в этом контексте представляет Казахстан, занявший и экономически, и политически достойное и признанное в мире положение, успехи которого интересны также тем, что его развитие аккумулирует опыт современных развитых государств в особых, специфических условиях евразийского пространства. 
К прогрессивной модели – через новую стратегию
Казахстанский путь развития не был простым. Сложности формирования нового государства были связаны с особыми условиями его становления в связи с распадом Советского Союза и унаследованной структурой народного хозяйства. Эти трудности, описанные в книге Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь», во многом предопределили особенности и противоречия первого этапа развития экономики и преобразований на последующем этапе.
Нурсултан Назарбаев возглавил страну в ответственный момент ее истории – с первых дней становления нового государства. Обладая огромным опытом государственной деятельности, глубокими познаниями в экономике и международных отношениях, учитывая опыт экономики Советского Сою­за, Президент понимал, что необходимо руководствоваться при создании государства лучшим мировым опытом и закономерностями развития.
В конце ХХ века стало понятно, что рыночная экономика продолжает играть ключевую роль в развитии общества, что современную экономику характеризуют одновременно объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства и предоставление широких возможностей для предпринимательской деятельности. Во второй половине ХХ века в мире ясно обнаружилась тенденция к формированию социально-устойчивых обществ, в которых создаются условия для социального развития граждан. Вместе с тем было необходимо преодолеть укоренившиеся с прежних времен иждивенческие настроения, неумение работать на рыночных принципах.
Сложность перехода к новому экономическому укладу состоит в том, что современные тенденции действуют противоречиво. Так, создание рыночной системы неизбежно вступает в противоречие с ее регулированием государством и социальной ориентацией общества, а необходимость открытости экономики, ее международной конкурентоспособности – с национальными экономическими интересами.
Односторонность в осуществлении экономической политики могла привести страну или к авторитарной модели, или к утрате экономической самостоятельности и суверенитета.
Патриот своей страны Нурсултан Назарбаев выбрал путь подлинного ее суверенитета и прогресса. Для этого было необходимо ясно сформулировать цели, выработать стратегию развития и создать в процессе формирования государства адекватный и динамично изменяющийся хозяйственный механизм общества, систему новых институтов и организаций с учетом особенностей республики.
В книге «Казахстанский путь», говоря о возможностях использования конкурентных преимуществ страны, автор отметил, что «определить их можно, только поняв, кто мы есть». Это в высшей степени справедливое заключение выражает важный принцип определения характера национальной модели экономики Казахстана. Только учет естественных, исторических и цивилизационных особенностей в единстве позволяет формировать такую модель экономики, которая не блокирует общемировые тенденции, а, наоборот, способствует их развитию. В связи с этим Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что рыночные преобразования не могут быть сделаны «механически», иначе они неизбежно «столкнутся с таким явлением, как культура – в широком, в том числе и политическом смысле».
Разрешение многочисленных противоречий трансформаций Н. Назарбаев видел в разработке и доведении до общества ясной стратегии развития и поэтапном обеспечении ее реализации с использованием возможностей демократизации общества и современного опыта других национальных экономик. Благодаря такому подходу в Казахстане была создана целостная система стратегического прогнозирования, которая составляет качественно новое явление в современной практике государств. Принятая в 1997 году Стратегия «Казахстан-2030» получила развитие в конкретном стратегическом плане до 2010 года, а затем в стратегическом плане до 2020 года. Были созданы конкретные программы развития, такие как «30 корпоративных лидеров Казахстана», индустриальная программа «Казахстан-2015», разработаны Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития и детальная Карта индустриализации страны. Эти и другие институциональные формы реализации долгосрочной стратегии развития Казахстана получают блестящую конкретизацию в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана.
Созданная система стратегического подхода к формированию новой экономики в условиях трансформации – безусловный приоритет Казахстана. Его опыт вызывает большой международный интерес и с точки зрения решения современных проблем выхода из кризиса. Важно и то, что стратегические планы Казахстана успешно выполняются. 
Государство. Предпринимательство. Прогресс
Экономические системы стран СНГ отличаются особой ролью государства, состоящей не только в том, что в процессе трансформации его роль неизбежно возрастает. Дело еще и в том, что социокультурные, естественно-географические и исторические особенности стран Содружества во многом предопределяют более высокую роль государства в жизни общества, чем это принято в традиционных моделях европейского типа.
Само по себе государство является институтом политической организации общества. Идея о неразрывной связи демократизации общества и изменения государства как института преобразований в экономике – одна из центральных идей реформирования в Казахстане. Суть проб­лемы состоит в том, что значительную роль государства необходимо было сочетать со стимулированием активного предпринимательства в экстремальных условиях создания рыночных отношений.
Экономический кризис еще более остро поставил вопрос о роли государства в первой половине ХХI века. В конце прошлого столетия обнаружились значительные противоречия в его роли. Создание новой рыночной системы как основы экономики, формирование режима экономической свободы не могло не вступить в прямое противоречие с процессом создания сильной государственности. Это получило разнообразные формы проявления – неэффективное инвестирование, бесконтрольный допуск иностранных инвесторов, коррупционность – и не могло не получить решительный отпор со стороны государства. Необходимо было найти формы госконтроля за деятельностью бизнеса и одновременно его поддержки, и они были найдены.
Приоритетное и перспективное направление решения данной проблемы – иниции­рованное Президентом создание системы институтов развития на государственном уровне. Были созданы Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и другие институты. Их общая цель – повышение эффективности инвестиционной деятельности – и является той формой, которая позволила в экстремальных условиях формирования рынка осуществлять содействие предпринимательской активности. Не случайно данная форма получила практическую поддержку в других странах, в том числе в России.
Дальнейшее развитие форм взаимодействия бизнеса и государства связано с применением разнообразных форм государственно-частного партнерства. Зачастую природу данной формы связывают с необходимостью содействия бизнесу для развития общественного сектора, отраслей и предприятий инфраструктуры. В контексте подхода Казахстана к взаимодействию государства и бизнеса, а также накопленного опыта деятельности институтов развития, ГЧП приобретает особое значение и новое содержание, становясь частью системы «государство – бизнес – развитие» с целью стимулирования бизнеса для решения разнообразных задач инфраструктурного и даже инновационного развития.
Еще одна крупная проблема, которую призвано решать государство во взаимодействии с бизнесом, – изменение структуры экономики, что представляет собой большую трудность. Даже в условиях планового хозяйства это требовало концентрации ресурсов всего государства на отдельных направлениях. Если в условиях развитой рыночной системы функцию распределения ресурсов во многом обеспечивают эффективная бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, то в реальных условиях Казахстана эти формы политики даже в случае их эффективного использования не способны решить задачу диверсификации экономики. Возникает сложная проблема: как сочетать переход к рыночной системе и одновременно изменять структуру народного хозяйства, когда рыночные методы не способны совершить эти изменения сами по себе?
Решение данной проблемы в стратегии Казахстана, на наш взгляд, и последовательно, и эффективно. Оно состоит в ясно провозглашенных задачах индустриализации при сочетании своеобразной формы поддержки предпринимательской активности в рамках государственной стратегии, конкретизированной в планах и программах развития. Тем самым преодолеваются крайности узко-либерального и авторитарного подходов к промышленной политике и достигается ее эффективность. 
Вызовы кризиса и ответы Казахстана
Экономический кризис явился потрясением современного мира, требуя ответа на многие вопросы теории и практики современного развития. Казахстан, устами его Лидера, еще в декабре 2009 года предупреждал, что это «особое явление, какого человечество еще не знало. Оно определенно относится к категории явлений, не имеющих аналогов в мировой истории и кардинально меняющих мировой порядок…». Нурсултан Назарбаев был одним из немногих руководителей государств, который так остро и справедливо поставил вопрос о том, что необходимо не просто разобраться в причинах и условиях возникновения кризиса, а выработать кардинальные меры, которые позволили бы перейти к новой модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности.
Сейчас, когда ясно выявились трудности и все новые «подводные камни» формирования нового мирового порядка, данное предупреждение звучит особенно своевременно и прин­ципиально. Огромная диспропорция между глобальной финансовой системой и реальным сектором экономики, утрата цивилизованного характера рынка мировой валюты, игнорирование мнения всех государств мирового сообщества при принятии важнейших экономических решений, все большие ограничения национальных рынков глобальными силами по-прежнему остаются острыми проблемами современного развития в условиях постепенного выхода из кризиса.
Инициативы Нурсултана Назарбаева нацелены на системное решение проблем посткризисного развития. Это, во-первых, целостный подход к современным инновационным процессам, изложенный в его статье «Пятый пункт». Во-вторых, это дальновидное предложение перейти к справедливому общественному порядку с учетом мнения всех государств мира на условиях равноправия и особой ответственности стран, которые в настоящее время обладают решающей частью общественных ресурсов и держат под контролем мировую валютную систему.
Формирование, по удачному выражению Н. Назарбаева, «тоталитарной валютно-финансовой системы», показало, что деятельность мировых финансовых рынков может быть поставлена под контроль мирового сообщества только скоординированными действиями на международном и национальном уровнях. При этом необходимы действенные меры по регулированию финансовых рынков на на­циональном уровне. Пример такого конкретного подхода показывает Казахстан.
Еще одно направление совместной деятельности государств – реформирование мировой валютной системы. Острая постановка данного вопроса Нурсултаном Назарбаевым перед мировым сообществом и своевременна, и справедлива. Можно дискутировать о вариантах его решения, принимать или не принимать предложения Президента, однако нельзя не согласиться с тем, что мировое сообщество должно найти разрешение данной проблемы на основе критериев «истинной демократии и свободы», как справедливо отмечает Н. Назарбаев в статье «Пятый элемент».
Вместе с тем кризис показал, что национальная экономика должна противопоставить кризису укрепление своего внутреннего рынка. Только это позволяет обеспечить устойчивость макроэкономических показателей и стабильность жизненного уровня населения. Для Казахстана эта проблема соединяется с решением другого вопроса – расширением рынка для национального бизнеса. В связи с этим не случайно одновременное видение двух проектов – роста «казахстанского содержания» в госзакупках национальных и транснациональных компаний и движения к Таможенному союзу. Инициативы Нурсултана Назарбаева в создании Таможенного союза и единого экономического пространства, безусловно, прогрессивны и прямо призывают предпринимателей правильно оценить появление новых возможностей, всерьез заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки.
Ответ Казахстана на вызовы кризиса, безусловно, не ограничивается данными решениями. Кардинальный поворот к индустриализации на инновационной основе, приоритетное развитие человеческого капитала, особое внимание к образованию – эти и другие шаги позволяют с уверенностью сказать, что действия Казахстана в преодолении кризиса становятся важным фактором формирования реалистичной модели посткризисного развития для всех стран Содружества. А также других стран, стремящихся к стабильному устойчивому развитию на длительную перспективу. 
Решающая роль Лидера
История распорядилась так, что благодаря личности Президента Казахстан получил историческое преимущество и нашел наиболее эффективные и перспективные пути своего развития. История и народ воздают должное тем лидерам, которые осуществляют созидательный процесс, а не разрушают основы жизни страны. Лидером нации, созидателем является Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Выдающийся русский историк С. Соловьев в «Публичных чтениях о Петре великом» писал о «великом человеке вообще» следующее: «Бывают в жизни народов времена, по-видимому, относительно тихие, спокойные: живется, как жилось издавна, и вдруг обнаруживается необыкновенное движение, и дело не ограничивается движением внутри известного народа, оно обхватывает и другие народы, которые претерпевают на себе следствия движения известного народа. Человека, начавшего это движение, совершившего его; человека, по имени которого знают его время потомки, такого человека называют великим».
Движение Казахстана вперед, его стремительное развитие под руководством Нурсултана Назарбаева будет преодолевать новые рубежи и достигать все новых и новых успехов во имя высоких целей страны, стран Содружества и мирового сообщества.