22.02.2011, №7 |
Татьяна КРИВОЩАПОВА,
профессор, доктор филологических наук
Науки юношей питают
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде (…)
М. Ломоносов
В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана, с которым он выступил 28 января 2011 года, отдельный раздел посвящен вопросам реформирования образования. Ключевой фразой этого раздела можно считать слова, его открывающие: «Мы должны продолжить модернизацию образования». Суждения Президента по этим вопросам явились своего рода промежуточным итогом присоединения нашей страны к Болонскому процессу. Ведь Казахстан в числе нескольких стран постсоветского пространства еще в середине 2000-х годов подписал Болонскую декларацию, целью которой является активизация и унификация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Так, слова Президента о том, что «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни», прозвучали в полном соответствии с идеями Болонского процесса. В основу этой концепции положена идея LLL (Life Long Learning) – образования на протяжении жизни. Ну, а она, в свою очередь, основана на принципе внедрения в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университетам – улучшать свое финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение.
Я, университетский преподаватель с многолетним стажем, конечно, особое внимание обратила на ту часть Послания, которая была посвящена образованию послевузовскому и, в частности, вопросам, связанным с присуждением ученых степеней. Общеизвестно, что последипломное образование в большинстве зарубежных стран сегодня осуществляется в докторантуре, и возможность получить ученую степень доктора наук дается лишь после многолетнего в ней обучения. Таким образом, в странах-участницах Болонского процесса по определению тоже должна быть одна докторская степень, например, доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественных, гуманитарных или экономических науках.
В Казахстане же, несмотря на присоединение нашей страны к Болонскому процессу, до последнего времени функционировала советская система подготовки научных кадров. Это наследие так называемой советской эпохи, когда в далеком от нас 1937 г. была утверждена двухуровневая система кандидатов и докторов наук, сохранившаяся до настоящего времени, кроме Казахстана, в некоторых государствах постсоветского пространства, в том числе в России, Беларуси и Центральной Азии. Вопрос о качестве подготовки ученых был актуален всегда, но на рубеже второго и третьего тысячелетий, после распада СССР, он заявил о себе во всей своей остроте.
Практически каждый, кто получал ученую степень в советские времена, помнит, как трудно было поступить в аспирантуру, несмотря на наличие так называемых «целевых» мест. Не менее трудно было и защитить хотя бы кандидатскую, а, тем более, докторскую диссертацию. В то время количество докторов (особенно в провинциальных вузах) измерялось единицами, кандидатов – десятками. Число диссертационных советов, в которых проходили защиты, было строго регламентировано. Аспирантуру открыть было еще возможно, но защищать диссертацию по большинству специальностей нужно было только в Москве или в Ленинграде… Не говоря уже о том, что утверждались все диссертации во всемогущем советском ВАКе, куда они должны были представляться с обязательным переводом на русский язык и справкой о его адекватности. Так или иначе, но эта система подготовки кадров просуществовала несколько десятилетий и ослабила свои позиции лишь после того, как в последние два десятилетия диссертации стали защищать без отрыва от основной деятельности разного уровня чиновники и предприниматели.
Не удивительно, что в сложившейся ситуации рано или поздно должны были произойти изменения. Этот акт не заставил себя ждать и, казалось бы, не должен стать неожиданностью: ведь еще несколько лет назад казахстанское минобразования распространило информацию о данном намерении, четко обозначив и сроки его реализации. Подготовка к трансформации сложившейся системы шла на протяжении ряда лет: в ведущих университетах Казахстана открывалась магистратура, а с середины 2000-х годов в порядке эксперимента была начата и подготовка докторов PHD. А 4 сентября 2009 года Президент заявил о реформировании науки с тем, чтобы наша страна могла войти в число развитых конкурентоспособных стран мира. Как реакция на это выступление Президента был подготовлен новый закон «О науке», уже принятый парламентом. Он предполагает внедрение принципиально новых стандартов присвоения ученых степеней. 15 декабря минувшего года в ходе онлайн-конференции глава Комитета науки Министерства образования и науки РК Айдар Жакупов заявил о том, что в Казахстане отменяется двухуровневая система ученых степеней, а взамен планируется расширить подготовку докторов PHD, будут вводиться и принципиально новые ученые звания «ассоциированный профессор» и «полный профессор». В том же выступлении А. Жакупов уточнил, что действующие кандидаты и доктора наук останутся при своих званиях.
Но, несмотря на все эти заявления, законодательные акты и выступления, далеко не все верили в то, что устоявшаяся система подготовки научных кадров может одномоментно сложиться, как карточный домик. И лишь после резкой критики работы казахстанской системы присуждения ученых степеней Президентом поняли, что процесс идет «всерьез и надолго». Ведь он заявил, что «200 научных советов штампуют кандидатов и докторов наук. При этом в науку идёт 1 из 60 кандидатов наук и 1 из 37 докторов наук. Спрашивается, зачем это? Все мы знаем, как работают эти научные советы». Таким образом, с января 2011 года работа советов, функционирующих в Республике Казахстан, прекращена, а на смену ей идет подготовка магистров и докторов PhD.
Конечно, этот переход не обещает быть безболезненным: ведь стране нужны многочисленные документы, регламентирующие статус магистра и доктора PhD. К тому же подобный переход, приближая Казахстан к европейской модели послевузовского образования, удаляет его от модели, продолжающей функционировать на постсоветском пространстве. И, более того, в определенной степени противоречит резолюции XI конференции международной ассоциации государственных органов аттестации и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ), которая состоялась в июле 2010 года в Киеве. Там было заявлено, что к 2012 году в СНГ будет создано единое диссертационное пространство, а кандидатам и докторам наук не потребуется в случае переезда переаттестация своих дипломов.
И все же изменение системы присвоения ученых степеней в Казахстане остро необходимо. Ведь, как известно, науку нужно делать чистыми руками, а путь к ней весьма тернист.
Кстати, наверное, не все знают, что вынесенная мной в качестве эпиграфа знаменитая строфа из «Оды на день восшествия…» Ломоносова является вольным стихотворным переводом фрагмента из «Речи в защиту Архия» римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон), которую он произнес в далеком от нас 61 году до н.э. Архий был греческим поэтом, и его римское гражданство оспаривалось неким Грацием. Так или иначе, он не был ученым (они именовались в античную эпоху ораторами), но был поэтом, а по глубокому убеждению Цицерона, «ораторами становятся, поэтами – рождаются». Смысл этого выражения состоит в том, что талант дается природой (он либо есть, либо его нет), а к науке можно прийти образованием, трудом, упорством и довести свое мастерство до высокой степени совершенства. И все эти составляющие облика истинного ученого во все времена неизбежны и неизменны!