17.08.2012

Галина ВЛАСОВА
профессор Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова


Снова звучат «дедынькины песни»


Министерство образования и науки совместно с Институтом литературы и искусства им. М. Ауэзова реализуют проект «Фольклор народов Казахстана». Ученые-фольклористы заняты сейчас собирательской деятельностью с целью изучения народного творчества как коренного населения, так и этносов, проживающих в регионах.

На 2012–2013 годы намечены фольклорные экспедиции в Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Кызылординскую, Алматинскую, Западно-Казахстанскую, Атыраускую, Актюбинскую, Мангистаускую, Костанайскую, Северо-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Акмолинскую, Карагандинскую области. Предполагается запись фольклорных образцов и изучение научных трудов о культуре диаспор – славян, уйгуров, узбеков, дунган, корейцев. В задачи проекта входят собирание и систематизация образцов фольклора народов Казахстана, изучение современного состояния фольклора, издание материалов.

Мне посчастливилось работать в одном из старейших центров традиционной культуры Казахстана – в Приуралье и Костанайской области. Во время экспедиции записывался фольклор славянских народов.

Неоценимую помощь проекту оказали сотрудники народного музея Уральска «Старый Уральскъ», руководитель фольклорного хора «Казачья песня» Наталья Комарова и известный краевед, писатель Александр Ялфимов – настоящие подвижники и знатоки народного быта и народной песни. В своей деятельности по изучению, сохранению и популяризации песенной традиции края они придерживаются концепции известного отечественного филолога-фольклориста, историка и писателя Евгения Коротина, чьи книги известны каждому студенту-филологу. Сам Евгений Иванович был создателем и руководителем аутентичного ансамбля «Уральские казаки» (с. Круглоозерное), а обширный архив фонограмм подарен им народному музею «Старый Уральскъ».

Фольклористами-полевиками замечено, что «фольклор молодеет», выходит на подмостки сцены, приобретает современные черты. Это все радует, но, к сожалению, сценический постфольклор зачастую имеет псевдофольклорные признаки: исполнение под фонограмму, стилизованные костюмы, подборка репертуара из Интернета и печатных источников. Аутентичные ансамбли нынче большая редкость, и среди них «Уральские казаки» (с. Круглоозерное), «Казачья песня» (Уральск), «Гарусинка» (с. Шемонаиха Восточно-Казахстанской области).

В селе Озерное Зеленовского района Западно-Казахстанской области четыре года назад создан подобный фольклорный семейный ансамбль «Моя родня».

– Мы назвали так коллектив, потому что все его участники между собой – родственники, – рассказывает руководитель коллектива Наталия Еременко. – Мой супруг Николай Еременко – баянист, сын Артем – солист, Владимир Божедомов и Наталья Шуфляк – двоюродные брат и сестра Николая, еще одна участница Ольга – жена Владимира. Когда мы собираемся вместе, всегда поем песни: просто застольные, под гитару и под баян, в сопровождении гармошки и без музыкального сопровождения, и, конечно, казачьи. Песни с детства звучали в каждой нашей семье. И однажды мой папа Анатолий Михайлович Железнов слушал наши песни, подпевал нам, качая головой, любо, мол, и вдруг сказал: «И чего же вы на сцену не выходите? Люди должны слышать ваше пение. Как поете, а!»

Задав традиционный для фольклориста-полевика вопрос об источнике репертуара, услышала удивительную историю: «Один раз Володя принес кассету. Еще был дедынька Володи и Натули жив – Иван Поликарпович Божедомов. Артем перезаписал кассету на диск. Мы послушали, а там – старинные казачьи песни! Когда дедынька пел, маленький Вова подпевал ему. И мы стали петь эти песни, постарались душу в них вложить. А теперь уже специально разыскиваем старинные казачьи песни. По бабушкам стали ходить, вести записи. Мы записали и разучили песни, услышанные от наших старожилок – казачек Александры Леонтьевны Серченко и сестер Валентины Федоровны Коваленко, Зои Федоровны Черновой, песни наших бабушек и дедушек, которые мы помнили с детства. Жалеем, что поздно начали!»

Ансамбль устраивает в селе народные гуляния на Масленицу и Рождество. «Помню, как из дома в дом ходили, колядовали. Как все радовались! В костюмы наряжались, с посохом и звездой шли, пели «Рождество твое, Христе Боже наш!» – говорит Наталия Анатольевна. Недавно исполнители провели театрализованный концерт на Красную горку. Ансамбль выступал с концертами в домах культуры в селах Рубежка, Раздольное, Погодаево, вместе с национальными культурными центрами села Дарьинское и народным танцевальным ансамблем «Дарьюшка» участвовал в благотворительном концерте в пользу строительства церкви в селе.

– «Мою родню» знают и в Уральске. Трижды ансамбль приглашали на ежегодный фестиваль казачьей песни в Первомайский район Оренбургской области. Есть у них и награды – от Ассамблеи народа Казахстана ЗКО, Уральского (Яицкого) войска г. Уральска, муниципального образования Первомайского района Оренбургской области. Как видим, самобытное творчество песельников нужно и интересно не только односельчанам.

На одном из концертов Александр Ялфимов сказал: «Ансамбль «Моя родня» – это явление в истории песенной культуры Приуралья, а сельские жители – его основа». А Наталия Еременко уверена: песня помогает людям жить в ладу с собой и другими. Ведь не зря говорят, что если человек поет, он – красивый человек. А если он поет красиво, то это счастливый человек!

Самому молодому участнику ансамбля – Артему Еременко – 25 лет, он имеет классическое музыкальное образование, но с увлечением не только поет, но и записывает, разу­чивает с голоса «дедынькины» и «бабынькины» песни.

Мы вместе ездили в село Серебряково к двум потомственным казачкам, сохранившим старинный репертуар и манеру пения уральских казаков, – Александре Ивановне Антиповой и Таисии Давыдовне Кортуновой. Они пели песни истово, слаженно, до конца, приговаривая при этом: «Мы не гонцы, чтобы допевать концы». Интересно, что бабушки знают о работах Евгения Коротина и иногда важно подчеркивают: «А у Коротина эта песня есть (или нет)». Можно сказать, что в какой-то степени мы работали «по следам» Е. Коротина, как это было принято в полевой фольклористике еще с XIX и стало традицией в XX веке.

В Костанайской области и в Приуралье в каждом сельском доме культуры есть национальные центры – казахские, русские, украинские, белорусские и другие. В Федоровском районе Костанайской области, в селах Курское, Пешковка, Первомайское, Владыкино фольклорные коллективы поют песни на русском, украинском, белорусском и казахском языках. В селе Боровское Мендыкаринского района записаны старинные образцы украинских обрядовых песен.

Недавно в селе Дарьинское Зеленовского района Западно-Казахстанской области в мемориальном музее М. Шолохова состоялся концерт украинских и белорусских фольклорных коллективов. Отрадно, что в таких мероприятиях участниками и зрителями становятся люди разных возрастов и национальностей.

Хотелось бы отметить, что региональным исследованием современной бытующей фольклорной традиции и публикацией материалов плодотворно занимаются Казахстанский филиал МГУ им. М. Ломоносова, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова.

Итогом 30-летней собирательской работы ЕНУ стал сборник «Славянский фольклор Акмолинской области». Изучение фольклорной традиции Северного Казахстана в течение десяти лет проводит филологический факультет КФ МГУ, уже обследовано около 25 населенных пунктов. Исполнителями были лица русской, украинской, белорусской, татарской, мордовской и казахской национальности, принадлежащие к различным социально-профессиональным, конфессиональным и половозрастным группам. В 2008 году издан сборник «Славянский фольклор Северного Казахстана».

В 2010–2012 годы началось изучение фольклорной культуры Восточного Казахстана, предпринятое «по следам» известного казахстанского фольклориста Маи Багизбаевой, составителя уникального сборника «Русский фольклор Восточного Казахстана».

Возможно, фольклорные архивы университетов могут быть использованы в проекте «Фольклор народов Казахстана».

Фольклорно-этнографические экс­педиции выполняют особую роль в изучении, сохранении и популяризации духовного и культурного наследия народа Казахстана. А студенты, выезжающие на фольклорную практику, подтверждают тезис о том, что фольклор «молодеет».

Когда они записывают обряды, вместе с бабушками распевают народные песни, а потом их инсценируют в стенах университета, становится понятно, что курс фольклора и научные доклады на конференции – не самое главное в этой своеобразной практике. Важнее понять и прочувствовать сердцем народную эстетику, идущую из жизни и быта. Думается, что для студентов-фольклористов уникальная земля и талантливые люди Казахстана навсегда останутся в памяти, ведь юные филологи, собирая фольклор, понимают главное – народное искусство не стареет, недаром и в песне поется: «Чем старше, тем моложе».

Проект «Фольклор народов Казахстана» заслуживает внимания широкой общественности. Впервые столь масштабно изучаются основы духовного и культурного единства казахстанского общества, а также выявляется роль фольклорного наследия в развитии художественной культуры Казахстана.

Результаты исследований найдут отражение в монографии «Фольклор народов Казахстана». Участники проекта готовят публикации для научных изданий ближнего и дальнего зарубежья. Предполагается составление «Фольклорно-жанровой таблицы Казахстана» и «Фольклорной карты Казахстана», которые не имеют аналогов в СНГ.

Выявление современного состояния и общности традиционной культуры этносов, издавна проживающих на территории Казахстана, остается актуальной проблемой отечественной антропологии и фольклористики.