27 октября 2010 г. на кафедре филологии прошел научный семинар, докладчиком на котором была Заслуженный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, д.ф.н. Наталья Александровна Соловьева. 

В Казахстанском филиале МГУ Н.А.Соловьева постоянно работает с 2004 года, читая филологам второго и третьего курсов лекции по истории зарубежной литературы 19 века. Она является лауреатом премии за совместный с Институтом славяноведения, Словацкой Академией наук и МГУ труд по сравнительному изучению литератур, обладателем гранта за учебник для гимназий. Сфера научных интересов Н.А.Соловьевой достаточно широка: английская литература XVIII-XX вв., западноевропейский романтизм, современный театр. Она на протяжении многих лет заместитель главного редактора по литературоведению журнала «Вестник МГУ. Серия «Филология» и член комиссии Национальной ассоциации англистов (AТЕЛ RAES). Президент Байроновского общества России. В МГУ она читает общие лекционные курсы по истории зарубежной литературы эпохи Возрождения и барокко, истории зарубежной литературы XVII-XVIII вв., читает спецкурс: «Проблемы исторической поэтики французского романа», ведет спецсеминар: «Французский романтизм».

Ее выступление на научном семинаре «Русская точка зрения в английском контексте» непосредственно связано с ее научными интересами, в том числе с проблемой биографии творческого сознания. Исходя из положения о том, что русская литература является частью мировой, Н.А.Соловьева констатирует, что даже у англичан есть текстологические заимствования из русских текстов, особенно у Д.Голсуорси и В.Вулф. Ссылаясь на «Антропологию» Канта, в которой национальные типы классифицированы по предосудительным признакам, докладчик в качестве литературного материала обращается к роману Виржинии Вулф «Орландо», героиней которого является говорящая по-французски и странно одетая русская девушка.

Однако основным жанром, в котором реализуется интерпретация русской точки зрения, докладчик называет биографии творческого сознания, одним из лучших писателей, работающих в этом жанре, является Питер Акройд, один из самых знаменитых современных британских прозаиков - автор романов «Дом доктора Ди», «Лондонские сочинители», биографических книг о Чаттертоне, Диккенсе, Уайльде, Элиоте, Блейке, Море, а также биографий города Лондона и реки Темзы. Именно П. Акройд, по мнению Н.А.Соловьевой, мастерски соединяет различные типы сознания, создавая оппозицию «свой»/«чужой».

В финале своих интересных рассуждений Наталья Александровна отметила, что современная массовая культура – продукт глобализации – душит индивидуальность творческой личности и называет наше время эпохой упрощения. Этот тезис вызвал многочисленные вопросы присутствующих на научном семинаре преподавателей и студентов.

Текст: Т.В. Кривощапова

Фото: А. Максименко, Ф-21 (Фотогалерея)