«О, горда древность!»
На кафедре филологии состоялся очередной научный семинар, на котором выступил доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ Владимир Леонидович Коровин.
Он с 2002 года постоянно приезжает в Казахстанский филиал – для приема вступительных экзаменов и чтения курсов по истории русской литературы XVIII и первой трети XIX века. Однако в подобной роли он выступил у нас впервые. Тема его выступления напрямую связана с его научной работой: «Рубеж XVIII-XIX вв. как историко-литературная проблема». Владимир Леонидович изначально определил хронологические границы понятия «рубеж веков», которые всегда спорны. Он отнес к этому периоду самое последнее десятилетие XVIII и первое десятилетие XIX вв. (точнее, 1789 – 1812 гг.). Наиболее значимыми событиями этого времени докладчик определил уход в 1804 году Н.М. Карамзина с литературной «арены», «почивание на лаврах» И.И. Дмитриева, а, с другой стороны, и начало творческой деятельности В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.И. Хвостова, В.Л. Пушкина. По мнению докладчика, многие писатели этого времени являются маргиналами (к примеру, А.Н. Радищев, основные тексты которого не были известны до середины 1830-х гг.). Первым поэтом переходного времени Владимир Леонидович называет Семена Боброва (жизни и творчеству которого посвящена кандидатская диссертация В.Л. Коровина), хотя и признает, что отношение к нему как старших (Сумарокова), так и младших (Пушкина, Вяземского, Батюшкова) современников было весьма скептическим. А послепушкинское поколение помнит только эпиграммы на этого автора, которому принадлежит поэма «Таврида», реминисценции из которой есть у Пушкина в «Медном всаднике». Вместе с тем В.Л. называет и почитателей Боброва – к ним относится, к примеру, В.К. Кюхельбекер.
Именно в эти десятилетия, как отметил Владимир Леонидович, начинается систематическое изучение русской литературы в университетах и гимназиях (в последних – вместе с языком). Тогда же прочно вошел в литературу XIX века и Г.Р. Державин, хотя его позднее творчество не только не читали, но и не включали в сборники и хрестоматии. Ссылаясь на мнение академика Я.К. Грота, В.Л. Коровин утверждает, что бытовало распространенное мнение о том, что поздний Державин вообще разучился писать стихи. Кстати, у модернистов рубежа 19-20 вв. интерес к поэтам допушкинской эпохи был весьма велик. Уже значительно позже профессор МГУ И.Н. Розанов одним из первых стремился открыть русскому читателю историю русской лирики, подобно тому, как Карамзин открыл ему русскую историю. Пафос первооткрывателя присущ и работам Л.В. Пумпянского, известного в 1920-30-е гг. литературного критика. Именно он выстраивает линию преемственности Бобров – Тютчев – символисты (в первую очередь, Вяч. Иванов), а Д.П. Святополк-Мирский находит для Боброва и Шахматова место в 1 томе своей «Истории русской литературы», хотя и всего один абзац.
Но именно в 20-е годы ХХ столетия, по мнению докладчика, начинается и вполне серьезное изучение литературы этого периода – появляются обобщающие исследования по русской литературе VIII века (учебники Д.Благого, Н.Гудзия, Г.Гуковского), многие крупнейшие ученые начинают свой путь в науке именно с этого периода (Ю.М. Лотман начинал с Радищева и Карамзина, зато «опоязовцы», которым он был близок, прошли мимо этого материала). Финал рассуждений В.Л. Коровина был несколько пессимистичен: сочинения многих авторов этого переходного периода недоступны исследователю до сих пор.
Завершился научный семинар, на котором присутствовали преподаватели и студенты-филологи, многочисленными вопросами, большинство которых сводились к попытке найти свое поле для исследования на огромном пространстве литературы русской.
Текст: Т.В.Кривощапова
Фото: Е.Етеревская, Ф-11 (Фотогалерея)