22 сентября состоялось открытие ежегодного проекта «Ученые МГУ - школе». В этом году он посвящен 10-летию Казахстанского филиала. Первый семинар был посвящен научным проектам школьников и проводился преподавателями кафедры языковой подготовки. В нем приняли активное участие учителя-словесники и старшеклассники столичных школ. Семинар был открыт заведующей кафедрой д.ф.н. Галиной Ивановной Власовой. В своем выступлении она констатировала, что руководство научными проектами школьников на протяжении последнего десятилетия рассматривается в Казахстане как важная составная часть профессиональной компетентности современного учителя. Мое выступление было посвящено технологии работы над научным проектом школьников: этапам работы над проектом, содержанию творческой деятельности ученики - учитель. В первую очередь, был прокомментирован подготовительный период, включающий определение темы, целей, проблемы, задач. Именно на этом этапе учитель вместе со своими подопечными ищет необходимые теоретические источники, обсуждает информацию, предлагает тему, мотивирует, заявляет замысел, оказывает помощь в постановке задач, разбирает задачи на подзадачи. Особое внимание было уделено планированию работы над проектом, который включает определение способов сбора, анализа информации, разработку анкеты, представление результатов. Но самое главное – процесс выполнения проекта, включающий сбор и анализ информации, работу с источниками, наблюдения, анкетирование, работу с архивными источниками, формулирование выводов. Подводил итоги семинара к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ Р.Б. Ахметшин. Он говорил об особенностях работы с классическим литературным материалом. Кроме того, говорилось им в заключении, сегодняшний день – это время инновационной деятельности казахстанского учителя-исследователя. В современной казахстанской школе уже создаются все возможности для полного раскрытия творческого потенциала педагога, повышения уровня его компетентности. Как видно, руководство научными проектами школьников – важная составная часть работы учителя высокой исследовательской культуры. Семинар закончился ответами на многочисленные вопросы учителей и школьников, комментированием конкретных тем и особенностей оформления научных проектов.
Текст: Т.В. Кривощапова Фото: Кристина Пулиший |