Международный круглый стол
«Современное экономическое образование в высшей школе и вызовы новой экономики»

     

22 сентября в Казахстанском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Астана) состоялся международный круглый стол, посвящённый современному экономическому образованию в высшей школе и вызовам новой экономики, проводимый совместно Казахстанским филиалом МГУ имени М.В.Ломоносова и Академией экономических наук Республики Казахстан. В работе круглого стола приняли участие руководители вузов Казахстана, профессора и преподаватели Московского университета и вузов Казахстана, представители вузов Евразийской ассоциации университетов, а также руководители ряда экономических институтов и организаций.

Открыл работу круглого стола доктор экономических наук, профессор, директор Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель Исполкома Евразийской ассоциации университетов Александр Владимирович Сидорович, который отметил особую значимость проведения встречи работников высшей школы и практиков в современных условиях, когда происходят радикальные изменения в развитии технологий и в экономике.

В ходе проведения круглого стола участниками был рассмотрен самый широкий круг вопросов, связанных с экономическим образованием в высшей школе, таких, как современная университетская система экономического образования, изменения в подготовке экономистов в условиях цифровой экономики, роль экономической науки в формировании интеллектуальной среды, а также другие актуальные вопросы современного экономического образования. Модератором круглого стола выступил директор Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова А.В. Сидорович.

Обсуждение заявленной тематики участниками круглого стола началось с доклада доктора экономических наук, профессора МГУ имени М.В.Ломоносова, директора Казахстанского филиала Московского университета А.В. Сидоровича «Университетская система экономического образования». В своём выступлении профессор А.В. Сидорович назвал основные параметры современного университетского экономического образования, которыми, на его взгляд, являются: фундаментальность, системность, новая мера понимания, национально-ориентированный международный характер. Также лектор отметил важность преподавания национальной экономики в высшей школе, позволяющей выявить закономерности функционирования экономической системы в рамках экономических границ отдельной страны и тем самым преодолеть объективные ограничения предмета микро- и макроэкономики. Помимо названного, важным аспектом его выступления явилось выявление объективных ограничений современного образования в высшей школе, таких, как объективная инерционность логики обучения, недостаточность преподавателей нового типа, финансовые ограничения (иногда требующие пересмотра направлений развития системы образования в высшей школе). Важнейшим аспектом выступления профессора А.В. Сидоровича явилось представление структуры современной системы экономического образования. В этой связи были проанализированы различные модели системы экономического образования в университетах. Докладчик особо отметил, что несбалансированность системы преподавания экономических дисциплин резко снижает итоговый результат – высокое качество подготовки специалистов. Особое внимание было также обращено на то, что в процессе обучения студенты должны овладеть базовыми принципами всех основных направлений экономической науки.

Вопросам инновационных технологий управленческой экономики было посвящено выступление профессора, научного руководителя АО «Институт экономических исследований» Сайлау Байзаковича Байзакова. Профессор С.Б. Байзаков отметил важность формирования теоретической базы для управленческой экономики, необходимой для выработки научно обоснованных управленческих решений. Особую роль в выработке такой теоретической базы, по мнению профессора С.Б. Байзакова, должна стать новая качественная теория денег.

Проблеме изменений в профессиональном пространстве и подготовке экономистов в условиях современных технологических преобразований был посвящен доклад доктора экономических наук, профессора Московского университета Кайсына Азретовича Хубиева. Профессор К.А. Хубиев отметил наличие закономерности роста капитализации, сопровождающегося сокращением уровня занятости, наблюдаемой в условиях формирования нового (шестого) технологического уклада. По мнению профессора, процесс высвобождения рабочей силы из традиционных отраслей экономики и её переток в новые отрасли занятости, формируемые цифровой экономикой, приводит к трансформации наёмной формы труда, так как в условиях удалённой работы (фриланс), пусть и на контрактной основе, сокращается жесткость договорно-правовых отношений между работодателем и наёмным работником, что существенно уменьшает зависимость последнего от первого. В целом, как отметил профессор К.А. Хубиев, новой (цифровой) экономике противоречит наемная форма труда и процесс ориентации выпускников университетов не на наёмную работу в штате фирмы (работодателя), а на фриланс, т.е. работу без зачисления в штат (а в большинстве своём удаленную работу по средствам использования информационно-коммуникационных технологий), требует теоретического осмысления. Решение данной проблемы в условиях капитализма базируется на соотношении издержек на внедрение и использование новых технологий для найма фрилансеров и издержек на рабочую силу. Если последние превышают первые, то система будет работать в одну сторону, а именно в сторону роста доли фрилансеров в структуре занятости. Выводом для экономического образования, по мнению профессора К.А. Хубиева, является необходимость подготовки в вузах самостоятельных выпускников экономических (и не только) направлений, в основе которой должна лежать фундаментальность, предполагающая, в том числе преподавание экономических курсов на высоком теоретическом уровне, что позволит обеспечить занятость выпускников экономических специальностей даже в условиях названных современных технологических и экономических изменений.

Вопросам современного управления знаниями в экономике было посвящено вступление доктора экономических наук, профессора, председателя правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнёрства» Азамата Рыскуловича Ойнарова. Важной проблемой, которую отметил профессор А.Р. Ойнаров, является скорость изменения информации, не позволяющая с помощью классических методов принимать управленческие решения. Начиная с 1970-ых годов темп изменений, наблюдаемых в мире, быстрее, чем возможная реакция, что является вызовом для процесса современного управления экономикой, так как сбор полных данных связан с высокими издержками. Таким образом, неполнота информации является проблемой, что ставит перед образованием в целом и экономическим образованием в частности, задачу подготовки специалистов нечётких технологий, а именно технологий выявления из большого массива информации необходимой, нужной именно для принятия конкретного управленческого решения.

На круглом столе выступил проректор по академическим вопросам АО «Финансовая академия» Мартин О’ Хара c докладом «Metohods of economic education in the new conditions» («Методы экономического образования в новых условиях»). Мартин O’ Хара обратил внимание на наличие проблемы несоответствия отдельных элементов системы высшего образования Казахстана (в т.ч. экономического) Болонскому процессу, о чем свидетельствуют данные Организации экономического сотрудничества и развития. Главное же, что отметил господин О’ Хара, это необходимость совершенствования методов преподавания экономических курсов в высшей школе, которое в первую очередь должно быть направлено на формирование у студентов критического мышления вне зависимости от специализации, вместе с тем не теряя практической ориентированности отдельных курсов.

Роли знаний и навыков в современном образовании был посвящён доклад доктора экономических наук, профессора Московского университета Юрия Васильевича Таранухи. Профессор остановился на важности целей экономического образования, которое, по его мнению, должно быть направленно не только на подготовку профессионалов, но и на формирование некоторой идеологии, а именно определенного взгляда на мир. По его мнению, современные курсы микро- и макроэкономики формируют у студентов в большей степени идеологию потребления, которым измеряется индивидуальный успех (т.е. социально успешным является только тот, кто имеет возможность потреблять и накапливать большее количество благ). Также профессор Ю.В. Тарануха уделил отдельное внимание проблеме профессионализма преподавателей экономических курсов в высшей школе и её реформе, обратив внимание на то, что в ходе их проведения университеты должны более активно отстаивать свои интересы. В частности, он остановился на проблеме формирования в ходе получения высшего образования критически мыслящего человека. При этом критически рассмотрев инициативу отказа от преподавания в университетах курса истории экономических учений, он сказал, что приведет, по его мнению, к существенной потере содержательности экономического образования.

С докладом «Высшее образование на пути совершенствования: вызовы, парадоксы, адаптация» на круглом столе выступила профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Диана Макаевна Мадиярова. В частности, профессор Д.М. Мадиярова остановилась на проблеме формирования и внедрения стандартов высшего образования в преподавании экономических дисциплин. Данные стандарты, по мнению профессора, должны быть нацелены не только на подготовку профессионалов, но и на обучение фундаментальным вопросам, а недостаток фундаментального образования негативно сказывается на качестве подготовки экономистов в высшей школе.

Альтернативным подходам к преподаванию курса макроэкономики на экономическом факультете МГУ посвятила своё выступление кандидат экономических наук, доцент Московского университета Нина Игоревна Никитина. Отдельно она остановилась на формировании у выпускников экономических специальностей вузов наряду с фундаментальным знанием конкретных профессиональных компетенций, которые должны способствовать их профессиональному и карьерному росту. Также Н.И. Никитина обратила внимание на необходимость включения в программы экономических курсов последних достижений экономической мысли (например, работ последних нобелевских лауреатов по экономике), позволяющее куда более глубоко и содержательно понять закономерности современного экономического развития.

Роли экономической науки в формировании информационной среды функционирования общества посвятил свой доклад доктор экономических наук, профессор АО «Финансовая Академия» Алькен Аскарович Темирбулатов. Профессором были рассмотрены такие вопросы, как изменения в структуре преподавания экономических дисциплин в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике, которые наблюдались в период реформ, востребованность выпускников экономических специальностей вузов среди работодателей, конкурентоспособность высшего экономического образования в условиях перехода к Болонскому процессу.

Среди участников круглого стола, помимо видных учёных Московского университета и других вузов, были магистранты и студенты Казахстанского филиала МГУ. Каждое выступление вызывало дискуссию и неподдельный интерес со стороны всех участников. В ходе круглого стола прозвучали поздравления с юбилеем в адрес Президента Академии экономических наук Республики Казахстан Рахмана Алшановича Алшанова и директора Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова Александра Владимировича Сидоровича. В ходе поздравлений был отмечен особый вклад юбиляров в развитие высшего образования в Казахстане. По результатам работы круглого стола планируется издание сборника научных докладов. В дальнейшем Академией экономических наук Казахстана и Казахстанским филиалом МГУ имени М.В.Ломоносова планируется проведение международной научной конференции по самым актуальным вопросам современного экономического развития и образования.


Текст: Горбач Г.Г.

Фото Карамсаков Д.Б.