28 ноября в Назарбаев центре состоялась Международная научно-практическая конференция «Идентичность и единство: казахстанский путь и модель Н. Назарбаева», посвященная Дню Первого Президента Республики Казахстан и 20-летию переноса столицы в Астану. В работе конференции приняли участие заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, академик НАН РК, доктор философских наук, профессор Р.Ж. Абдильдина и член-корр. IASHE, доктор философских наук, профессор С.Ш. Аязбекова.
Конференция проводилась в контексте задач третьей модернизации Казахстана – духовного обновления общества. На ней были обсуждены исторические, политологические, философские, культурологические, психологические, социологические, правовые и иные аспекты казахстанской идентичности в контексте модернизации общественного сознания.
«Человек и его ценности в контексте модернизации общественного сознания» – этой теме было посвящено выступление на пленарном заседании Р.Ж. Абдильдиной. Отдельные вопросы этой темы Р.Ж. Абдильдина затронула также в рамках панельной сессии «Модернизация национального сознания: проблемы и решения», где она выступила в качестве модератора.
В докладе было отмечено, что проблема модернизации сознания современного казахстанца должна быть рассмотрена в контексте современного глобального развития как ответ на вызовы развивающейся жизни. Решение этой проблемы невозможно без понимания сущности человека, связанной с его фундаментальным определением – свободой, проявляющейся в трех ее основных ипостасях – в разумном, творческом мышлении, возможности свободного нравственного выбора, способности созидания прекрасного.
Важнейшим принципом и способом человеческого существования являются нравственность и его духовные ценности. Без нравственных ценностей и ориентиров человек и человечество не могли бы выжить и успешно развиваться в истории. Правда, с развитием человека его нравственные принципы и установки меняются. Современное понимание нравственности отличается от прежних исторических форм, оно внутренне связано с человеческой свободой. Нравственным отныне является все то, что способствует творческому развитию человека, его самодостаточности, субъектности, то есть то, что способствует прогрессу в развитии человека.
В настоящих условиях к современному человеку предъявляется новая гамма нравственных требований, потому, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо не просто опираться на традиционные ценности, но, не отрываясь от них, глубоко осваивая и опираясь на самые лучшие из них, стать открытыми новому.
В докладе «Национальный код казахов в условиях межкультурной коммуникации» С.Ш. Аязбековой культурный код казахов (ККК) был рассмотрен как механизм, направленный на сохранение идентичности в условиях социально-культурной динамики, межкультурной коммуникации и трансформации культуры.
Процессы межкультурной коммуникации были проанализированы на всех этапах формирования и развития ККК, когда из общего универсального кода вырисовывались сначала цивилизационные, этнические, а затем и национальные особенности. Было отмечено, что особенностью ККК является его экстравертность, способность к адаптации в условиях межкультурной коммуникации, что определяется во многом свойствами номадизма. В период формирования и развития казахов как нации каждая «встреча» с иной цивилизацией и культурой имела для ККК две направленности: с одной стороны, кристаллизацией, уплотнением и консервацией этнодифференцирующих свойств, с другой – перекодировкой этнокоммуникативных свойств и «расщеплением» основного кода с семантизацией новых форм и их динамической корреляцией. Из этого следует, что межкультурные коммуникации выступают той внешней средой, в которой и кристаллизуются этнодифференцирующие свойства ККК.
До ХХ в. для казахов межкультурная коммуникация имела достаточно устоявшиеся векторы развития в рамках единого евразийского континента с высокой степенью кооперации во многих сферах общественного устройства. В современный же период особенностью трансформации национальных кодов – не только казахов, но и многих других народов, является расширение глобализационных процессов, масштабное воздействие западной культуры, использование цифровых технологий, что приводит к глубокой трансформации общественного сознания и чревато при определенных условиях «размыванием» этнодифференцирующих свойств национальных кодов. Поэтому выводы доклада были связаны со способами сохранения и развития в условиях межкультурной коммуникации этнодифференцирующих и этнокоммуникативных свойств ККК.
Текст и фото представлены кафедрой СГД