Как учить русскому языку


Русский язык в умелых руках и в опытных

устах – красив, певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн


IMG_6187s.jpg20 сентября 2018 года в стенах Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась открытая лекция М.В. Фокиной на тему «Лингводидактическое тестирование в аспекте РКИ». Мероприятие открыло цикл лекций в рамках проекта «Филологические чтения», который продолжает свою работу в новом учебном году. На лекции присутствовали магистранты первого и второго курсов направления «Филология», преподаватели Филиала и ЕНУ имени Л.Н. Гумилева.

Мария Владимировна Фокина – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ – имеет большой опыт преподавания русского языка в иноязычной аудитории. Лектор рассказала об особенностях преподавания русского языка как иностранного.


Были затронуты важные для преподавания русского языка вопросы:

· разделение студентов по уровню (начальный, средний, продвинутый, завершающий);

· адекватная система оценки нетестовых заданий: письма и говорения;

· Проведение дистанционного тестирования (проходят в РУДН, МГУ и СПбГУ); IMG_6203s.jpg

· проблема отсутствия специальных тестов для детей (в тестах присутствуют темы, на которые ребенок не может рассуждать даже на родном языке);

· необходимые навыки преподавателей, проводящих экзамен по говорению для учащихся уровня В2 и выше (умение подыгрывать отвечающему, интервью на тему, которую выбирает ученик, умение вывести учащегося на спор);

· проблема нехватки материалов для продвинутого уровня (особенно аудиоматериалов и видеосюжетов);

· неравномерное количество часов для получения каждого следующего уровня;

· элементы лингвокультурологии в изучении русского языка (для продвинутого и завершающего уровня такие знания необходимы для успешного общения с носителями языка). IMG_6189s.jpg


Мария Владимировна отметила, что у учеников разная мотивировка, и это требует от преподавателя особого подхода к каждому. Актуальность темы привлекла многих: Марии Владимировне задавали вопросы и студенты, и преподаватели.

Текст: Татьяна Ассылова, магистрант