28 сентября 2010 г. на кафедре филологии состоялся расширенный научный семинар, на котором с докладом «Анализ пародийных произведений» выступил доцент кафедры теории литературы МГУ имени М.В.Ломоносова, к.ф.н. Вадим Борисович Семенов. В семинаре приняли участие преподаватели, магистранты и студенты-филологи Казахстанского филиала МГУ и Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Вадим Борисович обратил особое внимание присутствующих на последнюю статью Ю.Н.Тынянова, посвященную пародии. В ее контексте им было прокомментировано понятие пародийности, в том числе история ее возникновения и развития в русской литературе (от ироикомических поэм, бурлеска, травести к перепевам и собственно литературным пародиям). В основе каждого из типов пародии может присутствовать повторяемость сюжетных схем, цепочки мотивов, образов. Ссылаясь на опыт Сигизмунда Кржижановского, писателя-эрудита, перед которым в конце 1920-х гг. стояла задача прочитать всю историю русской литературы за четыре лекции, В.Б. Семенов уточнил, что сквозным эпизодом в многочисленных произведениях русской литературы является дуэль. С этой точки зрения роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» имеет, как заметил еще Ю.М.Лотман, точки соприкосновения с сюжетной схемой «Евгения Онегина». Особый интерес слушателей вызвали и комментарии художественных текстов, в числе которых были исторические баллады А.К.Толстого, увлеченного Пушкиным, в частности, его «Песней о вещем Олеге». А, рассуждая о функции персонажей в рамках отдельного сюжета, докладчик обратил внимание на тот факт, что в комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» имеют место многочисленные подобия «персонажному ряду» «Горе от ума» (за исключением Чацкого). Завершая разговор о специфике анализа пародийных произведений, В.Б. Семенов еще раз повторил, что пародироваться может все! Он назвал классические и современные антологии пародий, прокомментировал книги, посвященные этому явлению, ответил на многочисленные вопросы. Текст: Т.В.Кривощапова Фото: Елена Етеревская, Ф-21 |