«Чокан Валиханов – путешественник и ученый»


07394b9e7e6b22c4e1553f91664923e4.jpgНаучно-образовательный центр евразийской культуры «Достык-Дружба» провел в студенческом общежитии Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова круглый стол на тему «Чокан Валиханов – путешественник и ученый», посвященный 180-летию со дня его рождения. На круглом столе выступил с докладом профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ Ж.А. Ермекбай.

Сын Великой степи Чокан Чингисович Валиханов занимает достойное место среди выдающихся деятелей мировой истории. Российское и мировое научное сообщество было восхищено его путешествиями на Тян-Шань, в Джунгарию, Восточный Туркестан и научными трудами по истории и культуре народов Евразии. Он впервые открыл европейскому миру историю и культуру отдельных тюркских народов Центральной Азии. Его научные сочинения не потеряли значения и по сей день.

Ощущая себя сыном казахского народа, Ч.Ч. Валиханов интересовался историей других народов Центральной Азии. Он был знаком с нарративными источниками, написанными на персидском, арабском и тюркском языках. Свою научную работу он начал, будучи воспитанником Омского кадетского корпуса. Его увлекли работы русского востоковеда И.Н. Березина. Он состоял с ним в переписке и выполнял его поручения в области казахского языка. Несомненно, знание восточных и европейских языков дало Валиханову возможность изучить древние источники, касающиеся географии и истории народов Центральной Азии, в подлиннике. В целом для мировоззрения ученого было характерно взаимовлияние европейского и азиатского менталитетов. Аул Валихановых часто навещали русские чиновники, путешественники, ученые-ссыльные, инженеры-геодезисты, картографы, которые оказали влияние на Чокана. Надо отметить, что немаловажное духовное влияние на него оказала и семья, особенно бабушка Айганым. Именно в детские годы бабушка Айганым привила ему любовь к преданиям и сказаниям казахского народа и в целом любовь к родному краю.

Закончив аульную школу, Чокан учился в Сибирском кадетском корпусе. В этом учебном заведении, одном из лучших в Азиатской России, он изучал географию, геодезию, физику, математику, историю, литературу, арабский, французский и английский языки. Учеба в кадетском корпусе заложила в нем интерес к наукам, путешествиям, изучению истории народов Евразии.

Во время экспедиционной поездки по Семипалатинской области в качестве офицера по особым поручениям при генерал-губернаторе Западной Сибири Г.Х. Гасфорте, совершенной летом 1855 г., Ч. Валиханов знакомится с историческими и географическими сведениями по истории этого региона Казахстана. В 1856 г. участвует в военно-научной экспедиции полковника М.М. Хоментовского по северным районам Киргизии для ознакомления с местным кыргызским населением и создания топографической съемки бассейна Иссык-Куля. Сведения об этой экспедиции, отраженные Ч.Ч. Валихановым в путевых очерках, записках, зарисовках, гербариях, коллекциях, являются актуальными по географическому, биологическому, историческому и этнокультурному содержанию. Он собрал оригинальную орнитологическую и энтомологическую коллекцию, описал флору и фауну Семиречья, участвовал в съемках озера Иссык-Куль. Именно во время этой экспедиции Ч. Валиханов впервые записал отрывок из кыргызского героического эпоса «Манас» «Смерть Кукотай-хана и его поминки» и перевел его на русский язык. Так впервые в мире Ч. Валиханов сделал доступной для европейцев «Манас» – золотой клад тюркской цивилизации. В целом проблемы этногенеза, истории политического и социально-экономического развития народов Евразии, устного народного творчества, искусства, религии в жизни тюркских народов и другие животрепещущие вопросы материальной и духовной культуры этносов Центральной Азии были поставлены во главу угла в научном наследии великого современника своей эпохи.

У каждого путешественника есть незабываемые поездки в экзотические края. Такой, как нам представляется, у Чокана была поездка в Кашгарию в 1858-1859 гг. Как путешественник и ученый с европейским образованием, он впервые поведал миру сведения о землях, культуре и народах Центральной Азии. Исследователи, изучающие научное наследие Ч. Валиханова, считают, что главным результатом его поездки в Кашгарию стала работа «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)». Впервые в российской науке была написана фундаментальная работа, посвященная народам Восточного Туркестана. Труд включает географический обзор, исторический очерк, народонаселение, правительственную систему и политическое состояние Кашгарии.

Особое место в биографии ученого занимает пребывание в Петербурге. Повышенный в чине, награжденный орденом и денежным пособием, окруженный верными друзьями и соратниками, любимец общества, Ч.Ч. Валиханов окунулся в столичную жизнь того времени. Штабc-ротмистр Ч. Валиханов одновременно работал сразу в нескольких правительственных учреждениях Петербурга: в Военно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, выступал на заседаниях Русского географического общества и писал для известных журналов, работал над переводами редких восточных сочинений, преподавал тюркские языки в Высшей школе при Азиатском департаменте, участвовал в составлении карт Центральной Азии и слушал лекции в университете. Однако болезнь легких не позволила ему остаться в Петербурге, и он по совету врачей был вынужден возвратиться на родину в аул своих родителей. В родной степи он собирает фольклорный материал, слушает народных поэтов и певцов. Он придавал большое значение этнокультурным взаимодействиям тюрко-славянского населения огромной Российской империи.

Следует отметить, что как просветитель Ч. Валиханов будущее казахского народа видел в освоении лучших достижений русского народа. В его короткой жизни большую роль сыграли русские ориенталисты П.П. Семенов Тян-Шанский, Г.Н. Потанин, Н.И. Веселовский, Н.М. Ядринцев и другие. После смерти Валиханова коллеги сделали все, чтобы его научное наследие стало достоянием мировой научной мысли, частью мирового культурного наследия.

Многие известные общественные, научные и творческие деятели приложили немало сил для исследования рукописного наследия Чокана. Особенно большой вклад внесли Г.Н. Потанин, Н.И. Веселовский, М. Дулатов, А. Байтурсынов, М. Чокай, Х.Г. Айдарова, А.Х. Маргулан, С.М. Муканов, С.Н. Марков, С.И. Бегалин, М.И. Фетисов, К. Бейсембиев, С.З. Зиманов, А.А. Атишев, О.А. Султаньяев, Н.П. Ивлев, И.И. Стрелкова и многие другие.

(по материалам доклада профессора Ж.А.Ермекбая)