27 сентября состоялся очередной научно-практический семинар для учителей-словесников г. Астаны в рамках проекта «Ученые МГУ - школе». Площадкой для его проведения была выбрана школа-лицей № 62. В поле зрения участников семинара находились основные аспекты преподавания русской литературы 19 века в школе. Работа семинара, организованного кафедрой языковой подготовки, проводилась в одной из новых школ столицы, выстроенной на месте аварийного здания химико-биологического лицея № 11. Ее просторные холлы, кабинеты, оснащенные новейшим оборудованием, библиотека – все это произвело сильное впечатление на московских преподавателей. В нем приняли активное участие учителя-словесники семи столичных школ В.Б. Семенов, к.ф.н., доцент кафедры теории литературы филологического факультета МГУ посвятил свое выступление системному изучению литературного жанра, сосредоточив свое внимание элегии. Он предложил учителям алгоритм анализа классической элегии, говорил о традициях жанра, о классической его композиции, прокомментировал присутствие элегических мотивов в классической русской прозе (Тургенев). Он предложил учителям системный подход, состоящий в организации работы учащихся на Интернет-форуме, предполагающем комментирование программных литературных текстов в жанровом аспекте.
Р.Б. Ахметшин, к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ, ссылаясь на М.Л. Гаспарова, говорил, что классическую литературу нужно воспринимать весьма специфически, как, к примеру, литературу на иностранном языке. Учитель литературы, по мнению Руслана Борисовича, должен взаимодействовать с учителем истории или сам может стать таковым. При чтении классических текстов необходимо комментировать эпоху, биографию, творческую личность. Эти рассуждения привели аудиторию к мысли о том, что литература 19 века требует от учителя и ученика так называемого «медленного чтения». Он завершил свое интересное выступление анализом казахстанского учебника русской литературы для 10 класса, в котором увидел не только достоинства, но и определенные недостатки (в структурировании книги, в формулировке вопросов, в отсутствии методических рекомендаций для учителя и др.). Семинар завершился ответами на вопросы, которые задавали учителя, обеспокоенные малым количеством часов, не позволяющим детально изучить даже программные тексты, не говоря уже о произведениях, предлагаемых программой для внеклассного и самостоятельного изучения. Как противоположность «быстрому» чтению присутствующие вспомнили о методике так называемого «медленного» чтения, возникшей более ста лет назад и сохранившейся в воспоминаниях Дмитрия Сергеевича Лихачева: «В 1926 г. я занимался в Ленинградском университете в семинарии (тогда говорили "семинарий", а не "семинар", как сейчас) по Пушкину у Л.В. Щербы. Занятия шли по методике медленного чтения, которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прочли только несколько строк из "Медного всадника"». Конечно, сегодня подобное чтение – непостижимая роскошь, но в границах индивидуального общения учитель и ученик могут его себе позволить. Семинар для учителей будет функционировать в течение года, а его участники по итогам работы в нем получат именные сертификаты. Текст: Т.В. Кривощапова Фото: Р.Б. Ахметшин
|