1.jpg9 декабря 2010 г. в Казахстанском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках работы Научно-образовательного центра евразийской культуры состоялась публичная лекция доктора филологических наук, автора книги «Поэтика литературной игры» Асимы Калимовны Ишановой.


Стела Куль-Тегина в стенах Евразийского университета. Когда она там появилась? Какому времени принадлежит ее оригинал и какой была ситуация на тот момент в казахской степи? Может ли этот памятник стать ключевым при датировке первых вех древнетюркской письменности? Этим и многим другим вопросам была посвящена публичная лекция А.К.Ишановой.

Асима Калимовна поставила целью своей лекции рассказать студентам о той огромной роли, которую сыграла в евразийской культуре находка стелы с надписью в честь Куль-Тегина. По случаю обнаружения этого памятника (в связи с этим событием можно было пересмотреть вопрос о времени появления тюркской, в том числе и казахской письменности) в 2002 году в ЕНУ состоялась конференция с участием ярких творческих личностей своего времени - Олжаса Сулейменова, Чингиза Айтматова, Ирины Стеблевой, известных тюркологов из России. Напомним, что стела, установленная сейчас в первом атриуме главного здания ЕНУ, была скопирована японцами с оригинала и при содействии Имангали Тасмагамбетова, бывшего тогда премьер-министром Республики Казахстан, перевезена в Астану, в здание Евразийского Национального университета имени Л.Н.Гумилёва.img_0013.jpg

По словам Асимы Калимовны, надпись на этом памятнике позволяет нам почерпнуть множество сведений о жизни того периода, о философии средневекового человека. Так, были расшифрованы слова «тюрок» и «тенгри», что позволяет говорить о принадлежности памятника тюркскому народу и предполагает существование в то время тенгрианства.

Ещё одним из ярких эпизодов встречи был разговор о Коркыте. Согласно легендам и мифам, Коркыт – праотец многих евразийских и тюркских народов, создатель кобыза, сказитель, покровитель поэтов, музыкантов, баксы. Новым же для нас оказалась интерпретация семантики его имени, в котором две части: первая («кор») и вторая («кут»), являющие собой понятия начала и конца. Показательным здесь является обращение к мысли о том, что далеко не каждый народ, тем более в IX веке, имел свой миф, обращённый к теме бессмертия, неприятия конца существования. Красной нитью через всё музыкальное наследие Коркыта проходит мысль о бессмертии музыки, как и о бессмертии души человека.

В завершение беседы А.К.Ишанова выразила сожаление о том, что современные исследователи не заинтересованы в постижении проблем изучения истории отдельных произведений казахской и шире - евразийской литературы: «Произведения классиков до конца не прокомментированы, а в школьных учебниках отсутствует глубокое их прочтение. Сейчас настало время, когда можно всё перечитывать заново».

В этих словах специалиста нам, молодым филологам, нужно видеть не упрёк, а призыв к действию, надежду на то, что появятся заинтересованные люди, учёные, способные раскрыть самые неизведанные страницы отечественной истории, множественными нитями связанной с историей Евразии, с тем, чтобы пролить свет на особенности древней философии человека. А это, в свою очередь, поможет нам и в понимании современной евразийской  и мировой культуры.


Текст: Чемармазович Светлана,

студентка 2 курса филологического факультета

Фото: Абдулин Д.А.

 


Назад в раздел