Открытая лекция о феномене Эль-Ниньо

 

guschina_sms.jpgВ Казахстанском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась открытая лекция, посвященная исследованию явления Эль-Ниньо как глобальной климатической аномалии Земли.

 6 апреля 2018 года с открытой лекцией «Эль-Ниньо: катастрофическая аномалия или природное колебание?» выступила доктор географических наук, профессор кафедры метеорологии и климатологии  географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Д.Ю. Гущина, раскрыв причины образования и последствия глобального феномена, возникающего в тропических широтах Тихого океана и создающего отклик в удаленных районах Земного шара, в том числе и на территории Евразии.   

Свое выступление Дарья Юрьевна начала с истории открытия явления Эль-Ниньо, которое впервые заметили перуанские рыбаки еще в 18-19 веке, обнаружив снижение улова рыбы, отмечавшееся в период Рождества в связи с резким потеплением прибрежных вод. Отсюда и название Эль-Ниньо, что в переводе с испанского означает «младенец-мальчик». Однако не всегда эти потепления были кратковременными, они могли продолжаться целый год, и тогда ущерб экономике прибрежных стран становился катастрофическим. Поэтому прогнозирование явления Эль-Ниньо было и остается важнейшей научной задачей для мирового сообщества. IMG_4387s.jpg

Лектор в своем выступлении отметила, что Эль-Ниньо – это не океаническое течение, а аномальное повышение температуры поверхностного слоя воды в тропических широтах Тихого океана, возникающее в отдельные годы в результате ослабления пассатного переноса и замены его на западные ветры. Д.Ю.Гущина детально объяснила цепочку и последствия явления на иллюстрационных материалах, показав, что во время Эль-Ниньо теплые воды распространяются на весь Тихий океан и перестают концентрироваться на западе. В результате на берегах таких стран Южной Америки, как Чили, Перу и Эквадор, где распространены прибрежные океанические пустыни, в годы Эль-Ниньо возникают катастрофические осадки и наводнения. Тогда как на противоположных берегах Тихого океана, характеризующихся обильными осадками, где произрастают влажные экваториальные леса, а именно на северном побережье Австралии и в Индонезии, в период развития явления наблюдаются засухи и пожары, которые приносят большой экономический ущерб странам.

Во второй части лекции Дарья Юрьевна рассказала о противоположном явлении, которое называется Ла-Нинья, что в переводе с испанского означает «малышка, девочка». Во время Ла-Нинья возникает более сильный пассат и аномальное понижение температуры поверхностных вод в тропических широтах Тихого океана, приносящие противоположные последствия.

Третья часть лекции была посвящена прогнозу двух температурных аномалий и их цикличности. Так как Д.Ю. Гущина входила в комиссию экспертов Всемирной метеорологической организации для выработки окончательных определений Эль-Ниньо, слушателям лекции были продемонстрированы некоторые результаты расчета современных индексов, моделей и теорий, прогнозирующих и объясняющих развитие явлений, а также продемонстрированы результаты их верификации.

В завершении лекции состоялась дискуссия, участники которой задавали вопросы о возможных последствиях  двух аномальных явлений и их влиянии на климат Земли, о возможностях их детального прогноза. Показав график повторяемости Эль-Ниньо, лектор ответил на главный вопрос, которому была посвящена тема лекции: «Эль-Ниньо: катастрофическая аномалия или природное колебание?» Вывод: Эль-Ниньо и сходный ему процесс  Ла-Нинья - повторяющиеся явления, и называть их катастрофическими аномалиями нельзя, но всегда необходимо помнить, что степень, частота и последствия их развития могут быть разные. Следовательно, перед нами открывается океан новых задач и научных открытий!IMG_4372s.jpg

Слушатели, получившие заряд знаний и детальное представление о загадочном и глобальном явлении, входящем в топ мировых научных задач мира, обратились к лектору с просьбой организовать открытую лекцию на тему: «Изменение климата: причины, последствия и прогноз».

 

Текст: Табелинова А.

 



Назад в раздел