Осенняя школа русистики отмечает 15-летний юбилей


IMG_0055ss.jpg


IMG_0001ss.jpg15–17 ноября 2018 года состоялась XV Осенняя школа русистики «Ученые МГУ – школе Казахстана». Это трехдневный научно-практический семинар кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова, основной целью которого является повышение квалификации учителей-словесников. В семинаре приняли участие около 100 слушателей: учителя школ, гимназий, НИШ, колледжей, вузов (КАЗГЮУ, ЕНУ, ЕГИ) города Астаны. В работе семинара также приняли участие учителя из Семея, Кокшетау, Актобе, Акколя.


Юбилейное заседание было открыто в торжественной обстановке в Российском центре науки и культуры г. Астаны.


Вступительное слово доцента кафедры филологии, заместителя директора Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова Тамары Григорьевны Котляровой было посвящено истории Школы русистики.Она отметила, что за 15 лет своего существования Осенняя школа русистики стала узнаваемым брендом Казахстанского филиала МГУ, а сами заседания – не только признанным, но и ожидаемым всей учительской общественностью событием в Астане и других городах Казахстана. IMG_0019s.jpg


В программе XV Осенней школы русистики представлены лекции, методические мастерские, мастер-классы и семинары, посвященные актуальным проблемам изучения и преподавания русского языка и русской литературы.


В лекции-презентации профессора кафедры филологии Т. В. Кривощаповой представлен обзор юбилеев 2019 года в литературе. Учителям был продемонстрирован полезный историко-литературный комментарий творчества юбиляров года – И. А. Крылова, Ю. К. Олеши, Н. В. Гоголя, В. В. Набокова, А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой, В. М. Шукшина, Д. А. Гранина, Я. П. Полонского.


Заведующая кафедрой филологии Г. И. Власова представила доклад «Современная русская литература Казахстана: направления, жанры, персоналии». Она рассказала о литературной среде, формирующей писательские репутации: о конкурсах, фестивалях, премиях, клубах, литературном Интернете; назвала и прокомментировала тенденции современного литературного процесса и молодые имена русской литературы Казахстана. IMG_0023s.jpg


Доцент Т. Г. Котлярова рассказала слушателям о принципах морфемного исловообразовательного анализа, которые представляют две взаимозависимые и взаимосвязанные стороны изучения одного и того же слова и имеют принципиальное значение в лингвистической подготовке обучающихся современному русскому языку. Особый интерес вызвала визуализация трудных случаев разбора на конкретных примерах, которые непросто даются как ученической, так и студенческой аудитории.


Методические семинары по лингвистике провели преподаватели кафедры филологии Е. С.Воронова, М. А.Брянская и Э. В. Мельникова. Слушатели Школы познакомились с лингвокультурологическими аспектами в изучении русского языка (на примере анализа языковой личности); активными методами обучения на уроках русского языка и литературы; с методикой обучения грамматическим категориям русского языка посредством языковой игры.


IMG_0049s.jpgВторой день работы Школы проходил в Казахстанском филиале МГУ. Проведены интересные и познавательные мастер-классы по литературе: «Анализ поэтического текста в жанровом аспекте» и «Жанровые разновидности рассказа: алгоритм анализа (на материале казахстанской прозы)». Учителя были вовлечены в интерактивную деятельность, следуя предложенному алгоритму, совместно проанализировали основные поэтические тексты школьной программы и рассказы молодых казахстанских прозаиков.


Методические семинары преподавателя кафедры филологии А. В. Семеновой и доцента Т. Г. Котляровой были посвящены разбору мифологии на уроках литературы и проблеме номинации городских объектов в контексте изучения лексики в школе.


Цикл лекций и семинаров был предложен преподавателями филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Так, доцент кафедры русского языка И. В. Галактионова посвятила свою лекцию очень актуальной теме – «Русский язык в заданиях олимпиад». Совместный разбор олимпиадных заданий позволил осветить наиболее сложные вопросы морфологии (определение части речи, категория рода, одушевленности и др.) и синтаксиса (односоставное предложение, неполнота и др.).


Доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов Л. А. Нестерская поделилась своими размышлениями на тему «Русский язык на современном этапе развития». Вместе со слушателями она пришла к выводу о неоднозначности в оценке происходящих в современном русском языке изменений, а также о необходимости отслеживать эти изменения, быть в курсе формирующихся тенденций, что особенно важно для учителя.


Темой лекции доцента кафедры русского языка для иностранных учащихся Е. Ю. Николенко стала методика преподавания русского языка в поликультурной среде.Особый интерес вызвали предложенные лектором конкретные способы формирования умений и навыков, а также перечень учебно-методической литературы, необходимой для более качественного обучения русскому языку.


Украшением программы Осенней школы русистики стало выступление фольклорного ансамбля Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова «Берегиня» со сценарием праздника «Осенины». Учителя с удовольствием вовлеклись в фольклорную игру, участвовали в конкурсах, хороводах иобрядах. Студенты-первокурсники угостили слушателей дарами осени – караваем и яблоками.


Формирование медийной грамотности: использование медиатекстов на уроках русского языка стало объектом лекции-презентации доцента кафедры филологии Г. П. Байгариной. Тему «Модель числа в языковой картине мира» рассмотреладоцент кафедры филологии С. М. Треблер. После каждой лекции слушателям предлагались практические рекомендации, заданияи упражнения, на материале которых отрабатывались навыки употребления количественных числительных и неопределенно-количественных слов, а также стилистического использования грамматических категорий имени и глагола.


Применение технологии «Ментальная карта» на уроках литературы продемонстрировала профессор Т. В. Кривощапова.


На круглом столе «Проблемы лингвистической грамотности»обсуждались актуальные проблемы орфографической и пунктуационная грамотности, а также проблема фоновых знаний как фактора преодоления лингвокультурного барьера в преподавании русского языка.В ходе обсуждения были подняты такие конкретные проблемы, как характер изучения биографии писателя на уроках русской литературы. Преподаватель кафедры филологии Э. В. Мельникова поделилась наблюдениями над характером орфографических и пунктуационных ошибок абитуриентов и студентов младших курсов. Модератор круглого стола преподаватель кафедры филологии М. А. Брянская осветила основные проблемы, связанные с культурой речи.


На торжественном закрытии ХV Осенней школы русистики были подведены итоги работы семинара.


Учителя благодарили коллектив Филиал и РЦНК за отличную организацию, хвалили всех докладчиков за профессионализм и «стремление быть понятными учителям-практикам».

Текст: М. А. Брянская



Назад в раздел