7 марта 2017 года прошло заседание научно-методического семинара кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова. С сообщением на тему «О некоторых особенностях древнеиндийского миропонимания, отраженных в санскрите» выступила Инна Ивановна Богатырева, доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Заявленная тема входит в круг ее научных интересов.

Выступление было посвящено некоторым чертам древнеиндийского мировосприятия, обусловленным особенностями мифопоэтического мышления древних ариев. И.И. Богатырева сосредоточила внимание на понятиях пространства и времени, которые лежат в основе любой архаической системы мировосприятия. Но при этом они являются фундаментальными и для современной естественнонаучной и философской картины мира. Эти категории являются универсальными и одновременно определяют ту или иную модель мира, своеобразно представленную в разных типах культур и, соответственно, в разных языковых системах – хранителях этих культурных традиций. Древнеиндийское восприятие времени и пространства, хотя и является самобытным, своеобразно отражающим именно индийский взгляд на устройство мира, но оно присуще и другим традиционным культурам (как восточным, так и западным).

И.И. Богатырева на материале санскрита, который являет собой пример языка, воплотившего в своих формах, категориях и словах многие основополагающие идеи древнеиндийской культурной традиции, продемонстрировала, как «рассеянная по всему языку» самая разнообразная культурная информация находит реализацию в семантике лексических единиц, в грамматических категориях, в синтаксических конструкциях. В качестве одной из наиболее ярких черт древнеиндийского мировосприятия была отмечена его целостность: «Вселенная, социум, человек – все рассматривается в их сущностном единстве. Человек полностью включен в течение общемировых законов: я во всем и все во мне». Однако при способности древних ариев видеть окружающую действительность целостно и синтетично, они одновременно осмысляли ее в рамках бинарных противопоставлений. В этом контексте была продемонстрирована такая важная черта мифологического типа мышления, как неотделенность времени от пространства и наличие особого единства, пространственно-временного континуума: пространство не может существовать вне времени, а время в свою очередь проявляет себя в пространстве. Это пространственно-временное единство И.И. Богатырева показала на примере лексической семантики слов, грамматических форм (перфект), синтаксических конструкций (пассив, некоторые особенности синтаксического построения, в частности, порядок слов).

Такая особенность индийской культурной традиции, как единство в многообразии была продемонстрирована на примере необычайно развитой в санскрите синонимии, метафорического представления многих понятий и реалий неязыковой действительности, не менее развитой полисемии.

Заключительные выводы о двойственных началах, образующих единое целое, о взаимодействии противоположностей, приводящих всё в движение, наделяющих полученное целое способностью к развитию и одновременно к устойчивому равновесному состоянию, вполне актуальны для современного состояния языков, так как отмеченные особенности проявлены во многих языковых картинах мира.

Работа семинара завершилась обсуждением очень интересной проблематики выступления, в котором приняли участие преподаватели Филиала и филологического факультета МГУ, магистранты и студенты направления «Филология».


Текст: Г.П. Байгарина



Назад в раздел