26.01.2006

Российский бренд с акцентом казахстанским

26.01.06

Марина ПАРХОМЕНКО

Российский бренд с акцентом казахстанским

МГУ — это бренд, как сейчас модно говорить, не нуждающийся ни в какой рекламе. Миллионы его выпускников по всему миру успешно делают свою карьеру, принося колоссальную пользу каждый в своей сфере. В силу самых различных обстоятельств — рухнуло единое когда-то государство, пришло время реформирования национальных систем образования — сложилось мнение, что один из лучших университетов мира стал недосягаемым. Но самые пытливые молодые умы устремлялись к нему, преодолевая границы. А нам знаменитый вуз стал ближе, когда по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева в 2000 году в Астане был создан Казахстанский филиал МГУ. С тех пор прошло пять лет, и можно говорить о первых успехах этого учебного заведения. Правда, наш разговор с директором филиала, проректором МГУ им. М. В. Ломоносова по международному сотрудничеству Александром Сидоровичем начался с обмена впечатлениями о погоде.

— Что такое нынешняя непогода по сравнению с пургой в 60-е годы? В 1962 году, после окончания техникума железнодорожного транспорта в Бресте, я приехал в Казахстан и два года до армии работал электромонтером Целиноградской дистанции сигнализации связи и электромехаником. Вот тогда действительно было холодно, но Целиноград был популярным местом, целина...

Сейчас Астана и Казахстан — это символ быстрого прогресса для стран, вышедших из СССР.

— Внушает ли оптимизм пятилетний опыт работы филиала? Как вы оцениваете первый выпуск экономического факультета? Кстати, не только как директор, но и как экономист.

— Тридцать шесть выпускников 2005 года получили подготовку на уровне студентов МГУ, обучающихся в Москве, и даже, может быть, лучше, потому что отличников здесь больше. Этот процент в несколько раз выше, чем у всех иностранцев. А другого и быть не может, ведь в Астану приезжают те же преподаватели, что работают в Москве. Но здесь система образования более жесткая, чем в МГУ, потому что молодые люди сразу попадают в экстремальную ситуацию: в течение двух-трех недель необходимо освоить курс, сдать его. И потом, у них нет возможности для свободного времяпрепровождения, а в Москве сразу наступает личная свобода. Эти два фактора создают совершенно другую основу для подготовки.

Часть выпускников-экономистов находится на госслужбе, часть работает в банках, кто-то продолжает учебу в магистратуре. Конечно, главный для нас выпуск этого года — 88 человек заканчивают факультеты механико-математический, вычислительной математики и кибернетики и экономический. Я гарантирую одно: они все получают очень качественную, фундаментальную подготовку. Успех в профессии будет зависеть от характера, личности.

— Выходит, экономисты отучились четыре года по бакалаврской программе. Было время, когда в МГУ неоднозначно относились к системе подготовки «бакалавриат — магистратура»?

— Отношение в университете к этому вопросу более гибкое. Недавно к нам приезжали коллеги из Великобритании и интересовались, настроены ли мы враждебно к новой системе и к Болонскому процессу? На самом деле вопрос в другом. Наш университет особого рода, он принадлежит к числу ведущих учебных заведений мира, которые развиваются по своим законам. Любой стандарт и единообразие заставляют подстраиваться под некий уровень, пусть даже и хороший. А такие университеты, как МГУ, Гарвард, Оксфорд, смотрят на это, как на процесс, идущий в мире, но прямо не затрагивающий их конструкцию образования.

У нас есть ряд специальностей, по которым возможна четырехгодичная подготовка. Например, экономический факультет выбрал двухуровневую систему и развивается таким образом. А большинство факультетов попробовали перейти, но у них не получилось. И они вернулись к системе пяти лет. Я не могу представить, как можно готовить четыре года специалиста по математике. Есть еще технологические вопросы: нужны соответствующие пособия, учебники. Говорят, давайте увеличим объемы самостоятельной работы...

— Имеется в виду кредитная технология, благодаря которой студент может выбирать траекторию обучения, переходить с кредитами из одного вуза в другой?

— В идеале такая система хороша. Например, я учусь в ЕНУ, мне зачли курс макроэкономики, поставив определенные баллы, поехал в Гарвард, там мои оценки приняли, затем поехал в Университет Гумбольдта в Германии, и там их зачли. Да не тут-то было! Сейчас в западных университетах не всегда принимают баллы на веру. И вопрос о кредитах — это вопрос не о счете, а о принципах организации учебного процесса, который, строго говоря, сейчас построен по принципу спирали, то есть студент идет от одного знания к другому, а кредит предполагает, что обучающийся самостоятельно движется по дороге знаний. При кредитной технологии нужны совершенно другие комплексы подготовки, учебные пособия, и даже преподаватель должен менять свои подходы к работе. Это все требует больших затрат. Вот если мы к этому готовы, тогда говорим, что кредит — это здорово. А если этого нет, тогда кредит — формальность, которая может ввести в заблуждение государство, студентов, преподавателей и высшее образование в целом.

— Каким видится будущее филиала? Ожидается ли открытие новых факультетов?

— Это то, над чем мы сейчас думаем. Рассматриваем вопрос об открытии специальности «экология». В МГУ есть очень хорошие традиции в подготовке экологов, и в нашем понимании это квалифицированные специалисты с высокой гражданской позицией. Есть два варианта развития филиала. Первый — «законсервировать» существующую систему, работая на повышение качества обучения. Второй вариант — это строительство нового корпуса, разворачивание системы широкой качественной подготовки на различных уровнях, то есть создание малого МГУ. Но воплощение этого замысла в жизнь зависит от руководства Казахстана и от возможностей нашего университета. Для этого создаются хорошие предпосылки. Открыта в 2005 году магистратура по экономике, где занимается двадцать человек. Очень благодарны министру образования и науки Бырганым Айтимовой за то, что она приняла это решение. Также десять будущих выпускников факультетов механико-математического и вычислительной математики и кибернетики поедут в Москву по программе «Болашак» учиться в аспирантуре. Все это имеет для нас большое значение, ведь мы готовим эти кадры высокой квалификации для филиала.

— Каков сегодня, на ваш взгляд, уровень знаний школьников?

— Я так сформулирую мысль: мы не замечаем тенденции падения уровня знаний. К нам приходят абитуриенты, которые сознательно готовят себя к учебе. Филиал проводит олимпиады в различных регионах Казахстана, выявляя талантливую молодежь, результаты побед в которых играют решающую роль при зачислении в студенты.

У нас сохранены традиционные вступительные экзамены. Это свободный конкурс абитуриентов, где главенствуют не деньги, не связи родителей, а знания.

— Раз уж мы упомянули о деньгах... Платность образования стала синонимом его доступности. Вы с этим согласны?

— Этот миф насаждается теми, кто зарабатывает деньги на образовании, ставя знак равенства между платностью и доступностью. Недавно я дискутировал по этому вопросу с ректорами платных вузов. Они рассуждают так: все должны иметь право на получение высшего образования, то есть независимо от уровня знаний — двоечник ли ты, троечник ли. На какие деньги готовят таких специалистов? К примеру, на 800 долларов в год. Этих денег явно мало для качественной подготовки специалистов.

Что такое доступность образования? Это когда каждый имеющий знания может поступить в вуз. Наша позиция заключается в том, что мы должны искать путем проведения олимпиад, в том числе и региональных, талантливых ребят, и независимо от их материального положения открывать им дорогу в вуз. Это и есть реальная доступность высшего образования.

— В 2005 году в Казахстан одна за другой приезжали делегации российских педагогов, организаторов образования, которых интересовал наш опыт реформирования. А какие особенности развития казахстанской системы отметите вы?

— Я вижу главное достоинство в комплексном подходе к реформированию: система образования модернизируется последовательно, разработана программа развития. Очень важно то, что Казахстан выделяет ресурсы под все реформы. Еще отмечу один момент — это стремление взять на вооружение мировой опыт. И открытие Казахстанского филиала МГУ в этом смысле является очень позитивным фактором, потому что он готовит для страны специалистов, которые будут достойно конкурировать на рынке труда. Возьмите математику, вычислительную математику и кибернетику. Исходя из собственного опыта работы с зарубежными университетами, я могу сказать, что никто так не подготовит кадры в этих областях так, как это делают в МГУ.

— Вот потому в нашей стране реализуется программа «Болашак», по которой три тысячи молодых людей смогут обучаться за рубежом. Правда, когда только начинали говорить о расширении этой программы, высказывалось и такое мнение: а не лучше ли пустить эти огромные средства на укрепление казахстанских вузов?

— Эта тенденция, я считаю, позитивная. Люди должны ездить, учиться. Я бы только посоветовал почитать, в том числе и в российской прессе, статьи тех, кто учился на Западе. Есть очень поучительные истории. Еще я бы посмотрел, а куда едут дети, чему будут учиться? Знаю, у вас есть список специальностей, по которым нет подготовки в стране. В таких случаях, конечно, нужно ехать за рубеж. А уже дело государства отслеживать эффективность этой программы. Главное здесь — избежать синдрома советского времени по поводу заграницы. Считалось, что любая поездка туда, в том числе за образованием, автоматически делает человека счастливым. Некоторые родители думают, что учеба на Западе — это уже гарантия качества. Ничего подобного. Многое зависит от вуза, от системы обучения, от других факторов. Но что произойдет точно и чего в филиале мы не допускаем — эти ребята будут учиться в другой социокультурной среде. Между тем знания, которые они получают в другой стране, обязательно должны проецироваться на Казахстан. И здесь, в филиале, мы обучаем на примерах Казахстана, и я считаю, что как раз поэтому такая подготовка выгодно отличается, в том числе и от московской. И возвращаясь к вопросу о будущем филиала, я скажу, что его нужно интенсивно развивать. Глубоко убежден: подготовка здесь во много раз дешевле и во много раз эффективнее.

— Александр Владимирович, поздравляем вас от всего журналистского коллектива с минувшим Татьяниным днем — днем основания МГУ.

— А я благодарю «Казахстанскую правду» за внимание к филиалу. Поздравляю казахстанцев с вступлением в должность на новый срок Президента Нурсултана Назарбаева, который является одним из выдающихся лидеров стран. Благодаря Нурсултану Абишевичу возник Казахстанский филиал МГУ. Именно в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского союза, и потому не случайно наш филиал — это конкретное воплощение идеи евразийства на казахской земле.