01.11.2008

Сценарии успеха

01.11.2008

Марьям ТУРЕЖАНОВА

Сценарии успеха

Сегодня в Казахстане особое внимание уделяется молодежной политике — совершенствуется законодательная база, создаются благоприятные условия для развития молодежных организаций, укрепляется международное сотрудничество в этой сфере. Как научить молодежь правильно составлять бизнес-планы, видеть целевые задачи и доводить дело до конечного результата, как более эффективно работать в рамках государственного социального заказа? На эти и другие вопросы «Казахстанской правде» отвечает заместитель директора казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.Ломоносова, кандидат политологических наук, доцент Наталья КАЛАШНИКОВА.


— Наталья Павловна, каковы, на ваш взгляд, тенденции развития молодежной политики в нашей стране?


— Казахстан сегодня идет по пути формирования своей, национальной модели молодежной политики. И здесь есть немало достижений. Уже в конце 2006 года на Всероссийском конгрессе социологов, в котором я участвовала, говорилось о том, что Республика Казахстан — одно из немногих государств, в котором имеется четкое законодательное оформление молодежной политики. Простая формула: закон о государственной молодежной политике РК, как правовая и общественная основа, плюс инициатива самих молодежных организаций (МО) и госорганов. Пока реализация отдельных норм и положений принятого документа не удовлетворяет ни тех ни других. Поэтому по инициативе МК «Жас Отан», депутатов Парламента и МО в марте прошли парламентские слушания. Другая мощная поддержка — создание Совета по молодежной политике при Президенте РК. Исключительно положительна тенденция участия в нем молодых ученых, представителей регионов.


Безусловно, в каждой стране есть орган, занимающийся оговоренными проблемами. В Казахстане это департамент по воспитательной работе и молодежной политике Министерства образования и науки РК, который консолидирует и координирует деятельность данного направления. Но аналитики неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания института молодежи. Нужно не только правовое, социальное и политическое оформление важных инициатив. Должен быть научный центр, специалисты которого консультировали бы лидеров молодежного движения, готовили аналитические материалы, изучали зарубежный опыт, способствовали появлению новых служб для этой категории социума. Ведь ко всему необходимо подходить профессионально. Потому создание аналитического научного центра, который бы прогнозировал ситуацию, выдавал рекомендации в форме новых технологий и методов, — не просто дань моде или слепая калька. Это реальная потребность сегодняшнего дня.


Казахстанская молодежь, безусловно, отличается активной гражданской позицией. Пример тому — замечательная книга, изданная под редакцией департамента по воспитательной работе и молодежной политике МОН РК, «Один год молодежной политики: сценарии лидеров». В ней — идеи руководителей казахстанских МО по всем направлениям. Это показатель того, что культурный и политический уровень нового поколения повышается. Радует, что они видят проблемы и стремятся предложить свои решения.


— Сегодня в Казахстане нельзя не заметить активность и псевдоактивность различного рода молодежных организаций, за последние годы их становится все больше и больше. Но порой достаточно сложно оценить их КПД. Как вы считаете, каковы объективные критерии оценки работы подобных объединений?


— В структуре гражданского общества большое количество детских и молодежных НПО и общественных организаций — 14,8 процента. Это высокий показатель, что, несомненно, радует. На первых парламентских слушаниях поднимался вопрос о необходимости установления льгот для регистрации молодежных общественных организаций. И просьба была услышана — образована неплохая основа для создания и развития таких НПО. На сегодняшний день их характер и основные направления, как отмечают исследователи, — спортивные, образовательные, научные, досуговые... Но, как правило, совершенно мало среди них тех, чья деятельность направлена на реабилитацию молодежи, на социальную и правовую поддержку. И в этом направлении особое значение отводится серьезной подготовке специалистов. Госслужащие, которые взаимодействуют с молодежными НПО, должны получать соответствующее образование, применять новые адекватные методы и технологии в работе со своей «целевой аудиторией». Например, огромные возможности в этом плане у Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса.


Однако никакие спецкурсы не могут дать определенных навыков в той или иной области, если это не будет заложено в очень важном институте общества — в семье. Именно в ней закладывается фундамент будущего толерантного поведения — дружба, товарищество, взаимодействие, поддержка. Этих слов ни в коем случае не нужно стесняться. Помощь должна быть оказана — друг другу, старшему или младшему... Поэтому наряду с государственной молодежной политикой должна развиваться и общественная молодежная политика.


И когда этот тандем укрепится, молодежная политика, имея свои традиции и национальные особенности, превратится в действенную казахстанскую модель.


— Какой процент в работе должен отводиться под различные акции, «круглые столы», а какой — под конкретную помощь? Как найти эту золотую середину?


— Вмешательство государства в деятельность НПО — плачевная практика, к этому никто не стремится. Развитие обучающих программ может способствовать выстраиванию целевых задач и конкретных результатов, формировать навыки общественной жизнедеятельности. Определить золотую середину сложно. Необходим мониторинг тех или иных действующих в нашей стране механизмов работы МО, соответствующего законодательства. К примеру, неоднократно поднимался вопрос о создании в столице социальной поликлиники для молодежи, где будут проводиться консультации, особо необходимые тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Согласитесь, такие клиенты и «пациенты» клиники найдутся.


Деятельность Ассамблеи народа Казахстана — это одна из деликатных форм, которая выстраивает межнациональное согласие, стабильность в обществе, дружбу и поддержку в молодежной среде. Не секрет, что эти известные постулаты требуют не только правового, но и общественного наполнения.


Инициативы самих молодежных организаций в структуре политических партий — это тоже весьма интересный опыт, по которому вырабатывается собственная модель взаимодействия. И, безусловно, гражданское общество должно признать, что молодежные институты, общественные объединения — очень солидная структура, которой необходимо помогать.


В качестве прекрасного примера могу привести реализацию проекта «Школы государственной службы». Студенты казахстанского филиала МГУ проходили практику и получали дипломы по этой программе. Госслужба должна строиться на профессионализме и инициативе именно молодых.


Сегодня одна из существенных проблем — трудоустройство выпускников вузов. В казахстанском филиале МГУ в этом плане есть уже свой интересный опыт. У нас создан центр деловой карьеры. Пока студент учится на старших курсах, уже задействована страничка «Выпускник» на сайте филиала, предназначенная в первую очередь для работодателей. Потом начинается другой этап — практика в крупнейших компаниях и государственных органах, с которыми мы давно сотрудничаем. При поддержке Агентства РК по делам государственной службы наши студенты наряду с выпускниками программы «Болашак» включены в кадровый резерв. Этот опыт дал свои результаты. Сегодня выпускники филиала работают и востребованы в нацкомпаниях, банковском секторе, на госслужбе.


— В Европе действует программа «Молодежь», принятая решением Европейского парламента и Европейского совета. Возможно ли, что подобная инициатива будет действовать в странах Содружества?


— В 2007 году в Астане проходил Второй форум творческой и научной интеллигенции. Тогда были запланированы панельные дискуссии, на которых выступали лидеры молодежных комитетов и советов, которые созданы в МГУ имени М. Ломоносова, а также представители международных молодежных организаций. И в рамках этого форума выступили члены молодежной организации стран Содружества — это говорит о том, что межгосударственное сотрудничество, интеграция в решении существующих проблем имеет важное значение. И проведение международных Ломоносовских чтений — это не просто показ новых научных достижений студентов и молодых ученых, но и форум общественных инициатив.