27.01.2011

Математика – флагман науки. Творческую отдачу формирует олимпиада у студентов столичных вузов

27.01.2011

Сауле Ибраева


Математика – флагман науки. Творческую отдачу формирует олимпиада у студентов столичных вузов


Ежегодно Казахстанский филиал Московского государственного университета им. М. Ломоносова проводит олимпиаду по математике и программированию. Об этом интеллектуальном состязании, в котором принимают участие студенты вузов Астаны, мы попросили рассказать заведующего кафедрой математики, доктора физико-математических наук, профессора, лауреата премии им. К. Сатпаева Ерлана Нурсултанова.


– Как проходила олимпиада 2010 года, насколько сложны были задания, предложенные конкурсантам?

– Традиционная олимпиада по математике и программированию – очень важная часть жизни Казахстанского филиала МГУ. Несколько лет назад мы сделали ее открытой, приглашая участвовать в ней всех студентов нашего города. В этот раз соревновались более 80 участников. Членами жюри выступили преподаватели высших учебных заведений столицы и преподаватели МГУ имени Михаила Ломоносова. Председателем жюри был академик НАН РК, лауреат Государственной премии в области науки Мухтарбай Отелбаев.

Участникам предлагалось десять заданий. За четыре часа человек не сможет решить все задачи, но выбирает те, которые ему по силам. Победители справляются, как правило, с четырьмя или пятью заданиями. Обычно мы включаем и одну школьную задачу. Поэтому в призерах бывают и первокурсники, которые могут свободно конкурировать со старшекурсниками. Часто победителями становятся участники международных олимпиад, например, Андрей Ким, Ален Баев, Руслан Сюиндыков, Антон Васильев, Мерей Нурсултанов, Ержан Мусин, и потому я очень рад, что открываются и новые имена. Так, первокурсник механико-математического факультета Магжан Жолбарысов занял второе место, поднявшись на одну ступень с Андреем Кимом.

– Насколько успешно справлялись участники с задания­ми по программированию?

– В этом соревновании принимали участие 16 команд, по три студента в каждой. Программированию не учат, это своего рода искусство, основанное на математических знаниях. Студенты МГУ по направлению математики выше на голову, чем многие другие. Московский университет конкурирует с лучшими вузами мира, будь то Оксфорд или Кембридж. Так вот, эта олимпиада подарила надежды, что и по программированию мы сможем достичь таких же результатов.

– Осталось назвать имена победителей. Кто они, надежды отечественной науки?

– В соревновании по математике в личном первенстве дипломами награждены: первой степени – Ален Баев, второй степени – Андрей Ким и Магжан Жолбарысов, третьей степени – Кайрат Тубалыков, Ануар Аймолдин, Мират Каденов и Даурен Кабыкенов. В состязании по программированию дипломов первой степени удостоены Василий Таранов, Мират Каденов, Ален Баев. Второй степени – Диас Нурмамбетов, Айдар Курманбаев, Азамат Садырбаев, Анастасия Хорошун, Павел Улитин, Алия Турспекова. Все они студенты Казахстанского филиала МГУ. Отличились и студенты и магистранты Евразийского национального университета имени Льва Гумилева – Досбол Жантолин, Нурлан Акашаев, Рашид Киньзибаев.

– Да, весьма солидное преимущество команд математиков и программистов филиала МГУ. Какую роль, по вашему мнению, подобные интеллектуальные состязания играют в жизни студентов?

– Они проводятся для развития творческого мышления. Каждый математик в душе спортсмен. Все они в своем классе, школе были первыми. Это люди, которые уже имеют соревновательный опыт. Тот дух, который в них заложен, помогает им и в спорте, и в учебе, и в жизни. Это дух состязания, дух творчества. Очень важно, чтобы студенты с первого курса начинали приобщаться к научному поиску. Заниматься наукой математикой – это значит, ты соревнуешься со всеми математиками мира. Без такого внутреннего состояния невозможно стать настоящим ученым-математиком. На самом деле развивает эти качества школа, а мы в университете продолжаем дело школьного учителя. В МГУ студент сразу же приобщается к научным исследованиям через спецкурсы и научные семинары, через работу с научными руководителями, через олимпиады. Все-таки у нас есть некая неудовлетворенность качеством знаний по математике, которые дает средняя школа. И хотя наши победители и оканчивали специализированные школы, но уровень науки в государстве определяют общеобразовательные учебные заведения. Нужно формировать математические знания и логическое мышление в обычных средних школах.

– Планируете ли вы проведение олимпиад для школьников?

– Ректор МГУ имени Ломоносова академик Виктор Садовничий принял решение о проведении олимпиады «Ломоносов» для школьников в Казахстанском филиале МГУ. Мы единственные, кому делегировано право проведения олимпиады МГУ в Казахстане. Победа дает нашим абиту­риентам преимущество при поступлении на специальности «математика» и «прикладная математика и информатика». Желающие принять участие в ней могут ознакомиться с правилами на сайте www.msu.kz. Это нужно сделать как можно раньше, так как сроки регистрации ограничены.

– В лекции, которую Президент прочитал в «Назарбаев Университете», были поставлены новые задачи не только перед этим вузом, но и перед всей системой образования страны. Что вы думаете в связи с этим о будущем математики и программирования в Казахстане?

– Глава государства фактически изложил концептуальную роль образования и науки в развитии современного Казахстана, особо подчеркнув важность развития фундаментальных наук, создания современных научно-образовательных центров.

Казахстану действительно остро необходим научный центр, формирующий не только ученых, но и новые технологии в перспективных инновационных сферах. А математика – это флагман всей науки. Любое государство, если хочет развивать науку и технологические инновации, должно развивать прежде всего математические знания. Не случайно десять лет назад Нурсултан Абишевич открыл в столице Казахстана филиал Московского государ­ственного университета имени Михаила Ломоносова. Уже тогда, в первое десятилетие становления нашего государства, Президент поставил перед нами цель – перенести и адаптировать к казахстанским условиям традиции Московского университета, сформировать такое научно-образовательное учреждение, выпускники которого могли бы вложить свой потенциал в развитие не только казахстанского общества, но и всего евразийского пространства.