05.03.2005

Не декларации, а конкретные дела

05.03.2005


Александр СИДОРОВИЧ
проректор МГУ им. М. В. Ломоносова, генеральный секретарь Евразийской ассоциации университетов, директор Казахстанского филиала МГУ, профессор


Не декларации, а конкретные дела


На мой взгляд, Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана во многом уникально. Это связано с его масштабностью, с перспективностью изложенных идей, что делает его весьма значимым для других государств, которые формируют свои национальные социально-экономические системы в трудных переходных условиях.

 

Новое качество экономической политики

Казахстан добился впечатляющих результатов в обеспечении быстрого и, главное, устойчивого роста. Во многом именно благодаря этому и появились возможности для постановки Н. Назарбаевым новой масштабной задачи — ускорения модернизации страны. 

Политика экономических преобразований не может не быть по своей сути радикальной. Она предполагает демонтаж старых структур и создание новых, работающих на принципах рыночной экономики. Отсюда — ускоренная либерализация, быстрые структурные и институциональные изменения. Но нужно понимать, что при этом нельзя забывать и игнорировать, как это порой бывает, о другой стороне — необходимости сохранения и укрепления роли государства в новых формах. Главная сложность реформ заключается именно в поиске баланса между данными процессами. 

Казахстан показал пример удачного решения этой трудной задачи. С одной стороны, были быстро и энергично сформированы рыночные институты и структуры, приняты необходимые законы, проведены преобразования собственности. С другой — республика первой на пространстве СНГ создала Национальный фонд для обеспечения стабильности социально-экономического развития, осуществила продуманную политику формирования системы фондов с государственным участием по ключевым направлениям развития, стремилась не допустить приватизации в ущерб национальным интересам.

Благодаря сильному институту президентства удалось избежать «приватизации» власти отдельными олигархическими группами, что обеспечило гарантию рыночных преобразований при соблюдении интересов всей страны. Нетрудно представить, к каким трагическим последствиям привело бы нестабильное и некомпетентное высшее государственное руководство в Казахстане — крупном государстве с богатыми ресурсами.

В странах СНГ используются различные модели экономического развития, сочетания роли государства и рынка. Однако Казахстан, пожалуй, — единственный пример, когда устойчивый рост достигается при столь сбалансированном сочетании радикализма рыночных преобразований и сильной государственной власти.

Новое качество экономической политики Казахстана характеризуется еще одним принципиальным показателем — она все больше ориентируется на реальный сектор экономики. При этом данный подход материализуется в конкретных делах, а не в декларациях.

Есть еще одна трудность рыночных преобразований. Радикальный подход к реформам зачастую абсолютизирует роль бюджетно-финансовой и кредитно-денежной форм политики и игнорирует процессы, направленные на поддержку реального сектора. В странах с богатыми ресурсами, особенно в условиях роста цен на сырье, это оборачивается деградацией научно-технического потенциала, разрушением промышленности. Послание Нурсултана Назарбаева — научный ответ на вопрос, какая политика является перспективной. Казахстан устами своего лидера заявляет: эксплуатация сырьевого потенциала не может быть основным источником экономического роста, необходимо создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора. Казахстан уже заложил основы такой политики. Однако если в Послании 2004 года эти идеи были только обозначены, то сейчас приобрели вид системной программы во имя будущего. 

Идеи конкурентоспособности страны и нации основываются на индустриально-инновационной стратегии, нацеленной на развитие приоритетных отраслей и диверсификацию экономики, создание и развитие групп отраслевых кластеров, осознанном определении специализации экономики страны на долгосрочную перспективу. Создается преимущественно новая система управления экономическим развитием — национальная инновационная система, формируются соответствующие институты. Это реальный пример другим странам СНГ. 

Следует подчеркнуть, что задача поворота к поддержке реального сектора и ускоренной модернизации решается при новом сочетании сильного государства и радикальных рыночных преобразований. Усиление эффективного государственного воздействия и одновременно защита инициативного предпринимательства определены как важнейшие направления. Думается, в этой связи принципиальное значение имеют идеи формирования нового механизма управления через государственную холдинговую компанию, новый статус и роль госслужащего, а также идеи открытости и честности бизнеса. 

Послание Н. Назарбаева, благодаря ориентации на самые глубокие основы экономического развития, дает ясный ответ на вопрос о будущем облике экономики Казахстана как страны с технологически высокоразвитой экономикой. 

 

Ускоренная модернизация и образование

«Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал» — эти слова Н. Назарбаева определяют еще одну основу новой политики ускоренной модернизации и будущего облика Казахстана. Реформы в системе образования, кадровое и материальное обеспечение этой сферы получили отражение в государственной программе развития отрасли на 2005—2010 годы. Новые приоритеты определены в Послании.

Следует подчеркнуть, что реформирование образования — очень сложный процесс. Ведь те приемы преобразований, которые срабатывают в материальной сфере, в образовании могут обернуться разрушением имеющегося потенциала, разрывом поколений и научно-методических традиций, отказом от личностного воспитания и даже столкновениями с интересами учащихся и родителей. Очень опасно отторжение в процессе реформирования культурных основ нации. Вместе с тем исключительно опасна и другая линия — консервация под флагом собственных традиций новых знаний и принципов организации системы. Иногда обществу навязывается идея о вреде чрезмерной образованности, о необходимости ориентации только на рынок. В Послании Н. Назарбаев выдвинул принципиально важную задачу — гарантировать каждому казахстанцу реальную возможность получения высшего образования. 

Тот, кто внимательно следит за дискуссиями о ситуации в данной сфере в различных странах мира и в странах СНГ, не может не отметить, что такая постановка вопроса достойна XXI века. Она вдохновляет всех, кто искренне разделяет прогрессивные идеи о новом обществе и экономике, основанных на знаниях и науке. 

Воспроизводство образовательного богатства нации в новой форме требует все больших инвестиций и затрат. И это прекрасно понимают в Казахстане. В Послании содержится система мер, предусматривающих как значительное увеличение образовательных грантов и кредитов, так и улучшение материального положения студентов, преподавателей и вузов.

Однако образование — не самоцель. Как подчеркивает Нурсултан Абишевич, необходимо сформировать «кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего». Система должна подготовить кадры, которые могут мыслить масштабно, ставить и решать все более сложные задачи. Конечно, добиться этого непросто. 

В новых условиях особое значение приобретает обогащение системы образования лучшим опытом других стран. И этот аспект постоянно отмечает Нурсултан Назарбаев. Расширяется обучение за рубежом лучших студентов, стимулируется привлечение известных зарубежных ученых для преподавания в вузах Казахстана, поддерживается создание учебных заведений с участием ведущих университетов мира. Эти и другие меры, безусловно, служат совершенствованию национальной образовательной системы, выводу ее на мировые стандарты.

Ярким примером ориентации на лучшие традиции образования и науки наших стран является создание по инициативе Н. Назарбаева Казахстанского филиала Московского университета, который в центр внимания ставит задачи фундаментальной качественной подготовки студентов со специализацией по современным направлениям науки и практики. 

25 января 2005 года Московский университет отмечал свое 250-летие. В Кремлевском дворце в присутствии известных ученых и деятелей образования, иностранных гостей из 90 стран и делегаций из 200 университетов и институтов ярко прозвучали слова видеоприветствия Нурсултана Абишевича. «Мне отрадно, — сказал казахстанский лидер, — что в 2001 году в Астане был открыт Казахстанский филиал МГУ. Благодаря этому научные образовательные связи Казахстана и России, имеющие давнюю историю, приобретают сегодня новое звучание. Это особенно значимо для нашей страны, стремящейся всемерно повысить конкурентоспособность нации. Это означает, что МГУ и в долгосрочной перспективе будет играть заметную роль в интеллектуальных и образовательных процессах и в Казахстане». 

Нельзя не отметить историческую роль Президента в становлении национальной системы Казахстана. История и судьба выдвинули Нурсултана Абишевича на роль лидера нации в исключительно сложных условиях. Создание нового государства, укрепление его авторитета — задачи сверхсложные. И они успешно решаются. Они материализуются в новых принципиальных подходах и решениях, предлагаемых лидером страны.

Здесь следует особо отметить идею Евразийского союза как основу нового объединения стран, впервые провозглашенную Нурсултаном Назарбаевым в МГУ в 1994 году. Инициатива, получившая широкую поддержку и одобрение в общественных, научных кругах и на государственном уровне, не только не исчерпала свой потенциал, но и является основой развития сотрудничества наших стран. 

Опираясь на мудрость народа Казахстана, огромный собственный опыт, обладая обширными знаниями в различных областях науки и практики, Нурсултан Абишевич не просто искренне стремится обеспечить достойную жизнь нынешним и будущим поколениям казахстанцев. Он является подлинным духовным и национальным лидером этого процесса. В этой деятельности Нурсултан Абишевич всегда может рассчитывать и опираться на поддержку всех друзей Казахстана в России.