kp.png

04.12.2017

№233(28612)


Ирина Игнатова


​Большой разговор о главном


Накануне Дня Первого Президента Республики Казахстан в Казахстанском филиале Московского государственного университета им. М. Ломоносова состоялся международный «круглый стол» «Роль социально-гуманитарных наук в модернизации общественного сознания», который привлек большое внимание ученых, преподавателей высшей школы и практических работников. О том, какие вопросы поднимались на этом заседании, рассказывает директор Казахстанского филиала МГУ профессор Александр Сидорович.

– Александр Владимирович, первый вопрос к Вам о том, чем вызвано проведение столь значимого мероприятия?

– Прежде всего тем огромным вниманием в Казахстане, России и других странах к идеям, изложенным в программной статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Сегодня становится важным, что поставленные проблемы отражают и общую заинтересованность в повышении роли социально-гуманитарного знания в образовании и практической деятельности.

В статье Нурсултана Абишевича­ обозначены основные ориентиры деятельности общества по модернизации общественного сознания. Однако практическая работа по реализации этих нап­равлений требует коренного переосмысления устоявшихся представлений многих острых проблем современности. И в этом огромная роль принадлежит совместным исследованиям ученых социально-культурной и политической направленности.

Значимость объединения усилий представителей всех гуманитарных наук в реализации задач, поставленных Президентом, была отмечена в приветствии заведую­щей отделом внутренней политики Администрации Президента Республики Казахстан Аиды Балаевой.

Следует подчеркнуть особенность решения задач, пос­тавленных Президентом. Они действительно требуют междисциплинарного и даже международного подхода к решению и выработке согласованных рекомендаций представителями различных наук. Именно поэтому в работе «круглого стола» приняли участие философы, историки, экономисты, политологи, культурологи и психологи – академики НАН РК, руководители подразделений госорганов, научно-исследовательских институтов, заведующие кафедрами социогуманитарных дисциплин, главные научные сот­рудники, ведущие профессора МГУ им. М. Ломоносова, казах­станских и зарубежных вузов.

– Какие основные идеи и предложения прозвучали в процессе общения?

– Все участники заседания были единодушны в том, что статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – это своевременное, новаторское и системное обращение к обществу по ключевому вопросу формирования нового сознания как важного приоритета развития страны.

На значимость философской методологии как инструмента модернизации общественного соз­нания обратил внимание академик НАН РК Жабайхан Абдильдин. Академик НАН РК Сеит Каскабасов высказался о необходимости изучения не только истории государства, но и истории единства личности и народа Казахстана. Значимыми представляются идеи, высказанные академиком Булатом Кумековым о цивилизационном развитии Казахстана и его роли в модернизации общественного сознания.

В выступлениях других участников мероприятия были подняты такие вопросы, как осмыс­ление русской революции 1917 года, идея «Мәңгілік Ел» в тюркской философской традиции, и многие другие. Особое значение было уделено повышению роли в модернизации общественного соз­нания интеграционных трендов и новых коммуникаций, развития лич­ности и формирования позитивного персонального имиджа. Важно и то, что эти вопросы рассматривались во взаимосвязи с теми изменениями и дополнениями, которые важно уже сейчас внести в стандарты обучения, учебные планы и программы.

– Молодежь – будущее страны. Поэтому спрошу, что говорилось на заседании о молодежных проблемах.

– Этот вопрос был особенно острым и дискуссионным, пос­кольку речь шла о воспитании нового поколения. Кафедра со­циально-гуманитарных дисцип­лин Казахстанского филиала МГУ поделилась опытом разработки концепции социально-гуманитарного образования и воспитания, основанной на принципах, предложенных Президентом. Ее реализация уже показала свою эффективность. Прежде всего, опираясь на возможности Учебного плана МГУ по проведению дисциплин по выбору, кафедра социально-гуманитарных дисцип­лин внедрила в учебный процесс наряду с базовыми дисциплинами, такими как «Философия», «Социо­логия», «История», «Право», ряд новых авторских дисциплин по выбору. К ним относятся «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н. Назарбаева», «Независимый Казахстан: эволюция государства и общества», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Казахстанская модель этнокультурного согласия», «Казахская государственность: история и современность», «Проблемы укрепления национальной идентичности в контексте Мәңгілік Ел», «История Казахстана в контексте сравнительной теории цивилизаций», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Психология лидерства»,«Евразийская культура», «Современная культура Казахстана», «Имиджеология», «Становление и развитие личности».

Программы этих дисциплин направлены на осмысление модернизации Казахстана и общественного сознания, задач сохранения национальной идентичности, культуры, национального кода, любви к малой родине, развития способностей осмысленной адаптации к меняющимся условиям, культурная открытость, открытость сознания.

Важным стало и то, что знакомство с историей и культурой происходит не только в учебных аудиториях. Посещение Музея Первого Президента и Национального музея Республики Казах­стан стало для нас органической ­частью учебного и воспитательного процесса.

– Интересно услышать Ваше мнение о том, как Вы считаете возможным повысить эффективность исследовательской и преподавательской деятельности гуманитариев.

– Прежде всего это беспристрастные объективные исследования в области истории, политики, культуры и других общественных сфер. Кроме того, необходимо создать механизмы обмена мнениями обществоведов, в том числе с участием российских ученых. И наконец, речь идет о создании системы обсуждений острых проблем, которые стоят перед обществом, с выработкой рекомендаций по их реализации.

В связи с этим участники «круг­лого стола» предложили создать на базе Казахстанского филиала МГУ научный совет, деятельность которого была бы направлена на обсуждение острых и дискус­сионных проблем с участием как ведущих ученых, так и талантливой молодежи.

– Ваш вуз прочно обосновался на казахстанской земле. Отсюда вопрос: какую роль в решении всех проблем, обсуждавшихся на заседании «круглого стола», играет подписание в присутствии Президента Республики Казахстан Нурсултана ­Назарбаева и Президента Российской Федерации Владимира Путина Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Казахстанском филиале МГУ?

– Безусловно, это важное событие в сотрудничестве Казах­стана и России в области науки и образования. Оно зафиксировало высокое признание роли МГУ в развитии Казахстана, открывает новые возможности для гуманитариев двух стран, и мы глубоко верим, что они будут служить дальнейшей модернизации Казахстана и его сотрудничеству с Россией.

[Источник]