|
04.12.2017
№233(28612) |
Ирина Игнатова
Накануне Дня Первого Президента Республики Казахстан в Казахстанском филиале Московского государственного университета им. М. Ломоносова состоялся международный «круглый стол» «Роль социально-гуманитарных наук в модернизации общественного сознания», который привлек большое внимание ученых, преподавателей высшей школы и практических работников. О том, какие вопросы поднимались на этом заседании, рассказывает директор Казахстанского филиала МГУ профессор Александр Сидорович.
– Александр Владимирович, первый вопрос к Вам о том, чем вызвано проведение столь значимого мероприятия?
– Прежде всего тем огромным вниманием в Казахстане, России и других странах к идеям, изложенным в программной статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Сегодня становится важным, что поставленные проблемы отражают и общую заинтересованность в повышении роли социально-гуманитарного знания в образовании и практической деятельности.
В статье Нурсултана Абишевича обозначены основные ориентиры деятельности общества по модернизации общественного сознания. Однако практическая работа по реализации этих направлений требует коренного переосмысления устоявшихся представлений многих острых проблем современности. И в этом огромная роль принадлежит совместным исследованиям ученых социально-культурной и политической направленности.
Значимость объединения усилий представителей всех гуманитарных наук в реализации задач, поставленных Президентом, была отмечена в приветствии заведующей отделом внутренней политики Администрации Президента Республики Казахстан Аиды Балаевой.
Следует подчеркнуть особенность решения задач, поставленных Президентом. Они действительно требуют междисциплинарного и даже международного подхода к решению и выработке согласованных рекомендаций представителями различных наук. Именно поэтому в работе «круглого стола» приняли участие философы, историки, экономисты, политологи, культурологи и психологи – академики НАН РК, руководители подразделений госорганов, научно-исследовательских институтов, заведующие кафедрами социогуманитарных дисциплин, главные научные сотрудники, ведущие профессора МГУ им. М. Ломоносова, казахстанских и зарубежных вузов.
– Какие основные идеи и предложения прозвучали в процессе общения?
– Все участники заседания были единодушны в том, что статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – это своевременное, новаторское и системное обращение к обществу по ключевому вопросу формирования нового сознания как важного приоритета развития страны.
На значимость философской методологии как инструмента модернизации общественного сознания обратил внимание академик НАН РК Жабайхан Абдильдин. Академик НАН РК Сеит Каскабасов высказался о необходимости изучения не только истории государства, но и истории единства личности и народа Казахстана. Значимыми представляются идеи, высказанные академиком Булатом Кумековым о цивилизационном развитии Казахстана и его роли в модернизации общественного сознания.
В выступлениях других участников мероприятия были подняты такие вопросы, как осмысление русской революции 1917 года, идея «Мәңгілік Ел» в тюркской философской традиции, и многие другие. Особое значение было уделено повышению роли в модернизации общественного сознания интеграционных трендов и новых коммуникаций, развития личности и формирования позитивного персонального имиджа. Важно и то, что эти вопросы рассматривались во взаимосвязи с теми изменениями и дополнениями, которые важно уже сейчас внести в стандарты обучения, учебные планы и программы.
– Молодежь – будущее страны. Поэтому спрошу, что говорилось на заседании о молодежных проблемах.
– Этот вопрос был особенно острым и дискуссионным, поскольку речь шла о воспитании нового поколения. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ поделилась опытом разработки концепции социально-гуманитарного образования и воспитания, основанной на принципах, предложенных Президентом. Ее реализация уже показала свою эффективность. Прежде всего, опираясь на возможности Учебного плана МГУ по проведению дисциплин по выбору, кафедра социально-гуманитарных дисциплин внедрила в учебный процесс наряду с базовыми дисциплинами, такими как «Философия», «Социология», «История», «Право», ряд новых авторских дисциплин по выбору. К ним относятся «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н. Назарбаева», «Независимый Казахстан: эволюция государства и общества», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Казахстанская модель этнокультурного согласия», «Казахская государственность: история и современность», «Проблемы укрепления национальной идентичности в контексте Мәңгілік Ел», «История Казахстана в контексте сравнительной теории цивилизаций», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Психология лидерства»,«Евразийская культура», «Современная культура Казахстана», «Имиджеология», «Становление и развитие личности».
Программы этих дисциплин направлены на осмысление модернизации Казахстана и общественного сознания, задач сохранения национальной идентичности, культуры, национального кода, любви к малой родине, развития способностей осмысленной адаптации к меняющимся условиям, культурная открытость, открытость сознания.
Важным стало и то, что знакомство с историей и культурой происходит не только в учебных аудиториях. Посещение Музея Первого Президента и Национального музея Республики Казахстан стало для нас органической частью учебного и воспитательного процесса.
– Интересно услышать Ваше мнение о том, как Вы считаете возможным повысить эффективность исследовательской и преподавательской деятельности гуманитариев.
– Прежде всего это беспристрастные объективные исследования в области истории, политики, культуры и других общественных сфер. Кроме того, необходимо создать механизмы обмена мнениями обществоведов, в том числе с участием российских ученых. И наконец, речь идет о создании системы обсуждений острых проблем, которые стоят перед обществом, с выработкой рекомендаций по их реализации.
В связи с этим участники «круглого стола» предложили создать на базе Казахстанского филиала МГУ научный совет, деятельность которого была бы направлена на обсуждение острых и дискуссионных проблем с участием как ведущих ученых, так и талантливой молодежи.
– Ваш вуз прочно обосновался на казахстанской земле. Отсюда вопрос: какую роль в решении всех проблем, обсуждавшихся на заседании «круглого стола», играет подписание в присутствии Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и Президента Российской Федерации Владимира Путина Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Казахстанском филиале МГУ?
– Безусловно, это важное событие в сотрудничестве Казахстана и России в области науки и образования. Оно зафиксировало высокое признание роли МГУ в развитии Казахстана, открывает новые возможности для гуманитариев двух стран, и мы глубоко верим, что они будут служить дальнейшей модернизации Казахстана и его сотрудничеству с Россией.
[Источник]
|
04.12.2017
№233(28612) |
Ирина Игнатова
Накануне Дня Первого Президента Республики Казахстан в Казахстанском филиале Московского государственного университета им. М. Ломоносова состоялся международный «круглый стол» «Роль социально-гуманитарных наук в модернизации общественного сознания», который привлек большое внимание ученых, преподавателей высшей школы и практических работников. О том, какие вопросы поднимались на этом заседании, рассказывает директор Казахстанского филиала МГУ профессор Александр Сидорович.
– Александр Владимирович, первый вопрос к Вам о том, чем вызвано проведение столь значимого мероприятия?
– Прежде всего тем огромным вниманием в Казахстане, России и других странах к идеям, изложенным в программной статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Сегодня становится важным, что поставленные проблемы отражают и общую заинтересованность в повышении роли социально-гуманитарного знания в образовании и практической деятельности.
В статье Нурсултана Абишевича обозначены основные ориентиры деятельности общества по модернизации общественного сознания. Однако практическая работа по реализации этих направлений требует коренного переосмысления устоявшихся представлений многих острых проблем современности. И в этом огромная роль принадлежит совместным исследованиям ученых социально-культурной и политической направленности.
Значимость объединения усилий представителей всех гуманитарных наук в реализации задач, поставленных Президентом, была отмечена в приветствии заведующей отделом внутренней политики Администрации Президента Республики Казахстан Аиды Балаевой.
Следует подчеркнуть особенность решения задач, поставленных Президентом. Они действительно требуют междисциплинарного и даже международного подхода к решению и выработке согласованных рекомендаций представителями различных наук. Именно поэтому в работе «круглого стола» приняли участие философы, историки, экономисты, политологи, культурологи и психологи – академики НАН РК, руководители подразделений госорганов, научно-исследовательских институтов, заведующие кафедрами социогуманитарных дисциплин, главные научные сотрудники, ведущие профессора МГУ им. М. Ломоносова, казахстанских и зарубежных вузов.
– Какие основные идеи и предложения прозвучали в процессе общения?
– Все участники заседания были единодушны в том, что статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – это своевременное, новаторское и системное обращение к обществу по ключевому вопросу формирования нового сознания как важного приоритета развития страны.
На значимость философской методологии как инструмента модернизации общественного сознания обратил внимание академик НАН РК Жабайхан Абдильдин. Академик НАН РК Сеит Каскабасов высказался о необходимости изучения не только истории государства, но и истории единства личности и народа Казахстана. Значимыми представляются идеи, высказанные академиком Булатом Кумековым о цивилизационном развитии Казахстана и его роли в модернизации общественного сознания.
В выступлениях других участников мероприятия были подняты такие вопросы, как осмысление русской революции 1917 года, идея «Мәңгілік Ел» в тюркской философской традиции, и многие другие. Особое значение было уделено повышению роли в модернизации общественного сознания интеграционных трендов и новых коммуникаций, развития личности и формирования позитивного персонального имиджа. Важно и то, что эти вопросы рассматривались во взаимосвязи с теми изменениями и дополнениями, которые важно уже сейчас внести в стандарты обучения, учебные планы и программы.
– Молодежь – будущее страны. Поэтому спрошу, что говорилось на заседании о молодежных проблемах.
– Этот вопрос был особенно острым и дискуссионным, поскольку речь шла о воспитании нового поколения. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ поделилась опытом разработки концепции социально-гуманитарного образования и воспитания, основанной на принципах, предложенных Президентом. Ее реализация уже показала свою эффективность. Прежде всего, опираясь на возможности Учебного плана МГУ по проведению дисциплин по выбору, кафедра социально-гуманитарных дисциплин внедрила в учебный процесс наряду с базовыми дисциплинами, такими как «Философия», «Социология», «История», «Право», ряд новых авторских дисциплин по выбору. К ним относятся «Модернизация общественного сознания в контексте программной статьи Президента РК Н. Назарбаева», «Независимый Казахстан: эволюция государства и общества», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Казахстанская модель этнокультурного согласия», «Казахская государственность: история и современность», «Проблемы укрепления национальной идентичности в контексте Мәңгілік Ел», «История Казахстана в контексте сравнительной теории цивилизаций», «Новейшая история модернизации Казахстана: итоги и перспективы», «Психология лидерства»,«Евразийская культура», «Современная культура Казахстана», «Имиджеология», «Становление и развитие личности».
Программы этих дисциплин направлены на осмысление модернизации Казахстана и общественного сознания, задач сохранения национальной идентичности, культуры, национального кода, любви к малой родине, развития способностей осмысленной адаптации к меняющимся условиям, культурная открытость, открытость сознания.
Важным стало и то, что знакомство с историей и культурой происходит не только в учебных аудиториях. Посещение Музея Первого Президента и Национального музея Республики Казахстан стало для нас органической частью учебного и воспитательного процесса.
– Интересно услышать Ваше мнение о том, как Вы считаете возможным повысить эффективность исследовательской и преподавательской деятельности гуманитариев.
– Прежде всего это беспристрастные объективные исследования в области истории, политики, культуры и других общественных сфер. Кроме того, необходимо создать механизмы обмена мнениями обществоведов, в том числе с участием российских ученых. И наконец, речь идет о создании системы обсуждений острых проблем, которые стоят перед обществом, с выработкой рекомендаций по их реализации.
В связи с этим участники «круглого стола» предложили создать на базе Казахстанского филиала МГУ научный совет, деятельность которого была бы направлена на обсуждение острых и дискуссионных проблем с участием как ведущих ученых, так и талантливой молодежи.
– Ваш вуз прочно обосновался на казахстанской земле. Отсюда вопрос: какую роль в решении всех проблем, обсуждавшихся на заседании «круглого стола», играет подписание в присутствии Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и Президента Российской Федерации Владимира Путина Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Казахстанском филиале МГУ?
– Безусловно, это важное событие в сотрудничестве Казахстана и России в области науки и образования. Оно зафиксировало высокое признание роли МГУ в развитии Казахстана, открывает новые возможности для гуманитариев двух стран, и мы глубоко верим, что они будут служить дальнейшей модернизации Казахстана и его сотрудничеству с Россией.