21 декабря 2017 года в рамках семинара по дисциплине по выбору «Казахская государственность: история и современность» студентами 1 курса направления «Экономика» была проведена деловая игра «Суд биев».
Деловая игра «Суд биев» была основана на традиционном праве казахов. Титул «бий» был заслуженным и почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, адата, канонов шариата, законы ханов Есима, Касыма и Тауке, обладание ораторским талантом и честность.
Традиционный суд биев, приспособленный к кочевому и полукочевому образу жизни функционировал в казахском обществе до начала XIX века, постепенно уникальная государственная структура была ликвидирована царским правительством. В функции суда биев входило разбирательство уголовных, имущественных, внутрисемейных правонарушений и преступлений. Главной целью было не столько наказать виновного, сколько урегулировать конфликт и примирить стороны.
В ходе деловой игры студенты наглядно показали, как осуществлялся судебный процесс в казахском ханстве. Ими был рассмотрен случай воровства скота гражданина Махмуда (Покровский Иван) жителем соседнего аула – Аликеем (Иманов Алибек).
Существовал определенный порядок ведения суда. Судебный процесс начинался только после обращения заявителей или по просьбе властных структур (старшин, султанов). По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов: для того чтобы выбрать того или иного бия, участники судебного процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему. Ответчик мог не согласиться с составом суда и отказаться от услуг этих биев, но только до начала процесса. После начала процесса менять бия было нельзя. Среди трех биев, Айтекеби (Лобадинский Андрей), Толе-би (Асылов Альхаким), Казыбекби (Мухамедиева Алима), участниками процесса был выбран Толе-би.
Для ведения судебного разбирательства необходимы были свидетели, которые бы доказывали или отрицали вину обвиняемого. Причем требовались показания не менее 2-4 свидетелей с положительной репутацией. Свидетелями не могли выступать несовершеннолетние, душевнобольные, родственники или друзья кого-либо из сторон. Свидетели со стороны истца и ответчика назывались словом «айгак», или «куагер». В деловой игре приняли участие четыре свидетеля, по два с каждой стороны. Первым свидетелем стала соседка потерпевшего (Иралиева Аида), которая сообщила бию, что «вчера видела Аликея, скачущего верхом на жеребце Акмурыне, который был частью угнанного у Махмуда скота». Данный факт был опровергнул свидетелем со стороны обвинения (Казымов Галамат), который рассказал, что «сам видел, как Махмуд подарил этого коня Аликею на тое». Следующей была вызвана свидетельницасо стороны обвинения (Даутпаева Дарина), рассказавшая следующее: «Утром, когда я пошла доить корову, увидела, как Аликей со своими сыновьями гнал скот в свой аул». Пытаясь опровергнуть этот факт, выступила жена Аликея (Иманбаева Алия), сказав, что утром он был дома. Но так как родственник не может выступать свидетелем, её показания не были учтены.
Основанием для обвинительного заключения суда биев были признание своей вины обвиняемым, вещественные доказательства, показания свидетелей и испитие клятвенной воды. В нашем случае обвиняемый признал свою вину и был обязан вернуть Махмуду весь его скот. После вынесения решения в знак согласия проводился обряд разрезания пестрой веревки – ала жіпкесу. Решение биев султаны и старшины приводили в исполнение немедленно. За свой труд бий получал вознаграждение – «бидің билігі», которое оплачивал виновный (десятую часть от оспариваемого имущества).
Данная деловая игра помогла студентам попасть в то время, когда полностью отсутствовало взяточничество, люди дорожили своей репутацией.
Автор: Лобадинский Андрей, студент Э-12, староста группы