С 4 по 6 октября 2018 года преподаватели кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова провели для учителей г. Шымкента и областных школ традиционный научно-методический семинар «Осенняя школа русистики». В семинаре приняли участие 40 учителей-словесников.
Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с факультетами Московского университета реализует программу «Ученые МГУ – школе Казахстана», в рамках которой систематически проводится научно-методический семинар «Осенняя школа русистики».
Целью проведения данной программы является обсуждение актуальных проблем теории и практики преподавания русского языка и литературы в школе, повышение квалификации учителей-словесников.
«Осенняя школа русистики» в Шымкенте – уже третий выездной семинар для учителей русского языка и литературы, реализованный кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ за последние два года. Первые два прошли в городах Алматы и Караганде. В Шымкенте местом проведения «Осенней школы» стала школа-гимназия № 20 имени Г.С. Титова.
Семинар собрал на своей площадке не только педагогов Шымкента, но и Туркестана, Шардары, Арыси, а также учителей Сузакского, Байдибекского, Тюлькубасского, Майрамского районов Туркестанской области.
Казахстанский филиал МГУ и МГУ имени М.В.Ломоносова представляли заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ, д.ф.н., профессор Г.И. Власова, доцент кафедры теории литературы МГУ имени М.В.Ломоносова, к.ф.н. Н.Г. Мельников, профессор кафедры филологии, д.ф.н. Н.Ж. Шаймерденова, преподаватели М.А. Брянская и Е.С. Воронова. От руководства школы-гимназии работу семинара сопровождала заместитель директора по научно-методической работе Елена Юрьевна Адам.
Г.И. Власова зачитала участникам приветственные адреса от проректора МГУ имени М.В.Ломоносова, начальника Управления по иностранному сотрудничеству Ю.А. Мазея и директора Казахстанского филиала МГУ, профессора А.В. Сидоровича.
С приветственным словом от филологического факультета МГУ выступил Н.Г. Мельников. В своем выступлении заведующая кафедрой Г.И. Власова подчеркнула актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы в Казахстане. Русский язык, являясь языком огромного культурного наследия, лингвистическим капиталом, активно функционирует в Казахстане. Изучение русского языка в школах и на филологических факультетах вузов страны способствует успешному развитию казахстанской русистики.
Основными форматами работы на юбилейной «Осенней школе русистики» стали лекции-презентации, методические семинары и мастер-классы. Г.И. Власова рассказала о современном состоянии русской детской литературы Казахстана, а также предложила аудитории разнообразные темы и алгоритм для работы над научными проектами школьников по фольклорному и литературному краеведению. Об аспектах анализа художественного произведения, а также об основных значениях термина «автор» говорил Н.Г. Мельников. Мастер-классы, проведённые М.А. Брянской, были посвящены вопросам лингвокультурологического анализа текста и синтаксическому разбору. В выступлениях Е.С. Вороновой речь шла о грамматической категории рода в русском языке и самостоятельной подготовке к таким видам работы, как написание эссе и изложения. Круглый стол, посвящённый темам «Школьная лингвистика» и «Школьное литературоведение», стал площадкой оживлённой дискуссии, на которой учителя делились своими методическими находками, а также получили практические рекомендации по интересующим их вопросам от организаторов семинара.
Большой интерес вызвало выступление профессора Н.Ж. Шаймерденовой, посвящённое теме «Русский язык в Казахстане: от теории к практике».
Была также проведена профориентационная встреча с учащимися старших классов школы-гимназии № 20 имени Г.С. Титова, в ходе которой М.А. Брянская рассказала о специфике обучения в Казахстанском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова, характере вступительных экзаменов.
Участники Осенней школы русистики и в первый день работы, и при подведении итогов дали высокую оценку продуктивности таких семинаров для современных учителей-словесников. Особенно подчёркивалась важность подобных форм работы с представителями вузов для учителей областных, сельских школ. Кроме этого, участники семинара составили перечень вопросов, которые вызывают у них наибольший интерес и могли бы составить тематику будущих семинаров.
XV Осенняя школа русистики стала площадкой по обмену опытом, знакомству с новыми тенденциями преподавания в высшей и средней школе, актуальными процессами, происходящими в русском языке.
Организаторы выражают признательность в содействии проведению научно-методического семинара Управлению образования г. Шымкента и руководству школы-гимназии № 20 имени Г.С. Титова.
Текст и фото: Е.С. Воронова (Фотогалерея)