Лекция «Проблема отцов и детей в романе М. О. Ауэзова «Путь Абая»


IMG_9472s.jpg


11 декабря 2019 года заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Филиала академик НАН РК Р.  Ж. Абдильдина выступила перед студентами и преподавателями с лекцией на тему «Проблема отцов и детей в романе М. О. Ауэзова «Путь Абая».


Как отметила лектор, знаменательно, что ее выступление состоялось в преддверии празднования Дня независимости Республики Казахстан, поскольку изучение творчества выдающегося казахского писателя, лауреата Ленинской премии М. О. Ауэзова, прежде всего его главного романа, посвященного исследованию пути личностного формирования великого казахского поэта-мыслителя Абая, имеет неоценимое значение для развития национального самосознания казахстанцев.


IMG_9467s.jpg


Обращение к анализу и исследованию важнейших проблем романа с философской позиции неслучайно. Философия, являясь духовной квинтэссенцией культуры, занимается исследованием всеобщего, сущности, закона, определяющего суть того или иного явления. Оперируя универсальными философскими методами, категориями и законами, философия рассматривает проблемы в контексте осмысления главных вопросов человеческого бытия, к которым, несомненно, относится общечеловеческая проблема отношения отцов и детей.


Проследив исторические формы исследования проблемы отцов и детей в мировой литературе, Р. Ж. Абдильдина попыталась раскрыть новизну подхода в решении этой проблемы в романе «Путь Абая». Лектор пришла к выводу о том, что М. О. Ауэзов в своем романе-эпопее рассматривает и раскрывает взаимоотношения Абая и его отца Кунанбая не просто как конфликт поколений, не как естественные и вполне ожидаемые разногласия между поколением отцов и детей – в противостоянии Абая и Кунанбая он раскрыл категорическую и непримиримую борьбу нового и старого мировоззрений, столкновение новых, зарождающихся и утверждающихся в казахской степи взглядов и устоявшихся, издревле выработанных и веками апробированных установок и традиций. Ауэзов показывает взаимоотношения Абая и его отца как борьбу, столкновение идей прогресса и регресса, перспективного будущего и уходящего, отсталого прошлого. При этом сам Ауэзов всецело принимает сторону нового не просто поколения, но нового, прогрессивного мировоззрения, олицетворением и рупором которого является в романе его главный герой.


IMG_9479s.jpg


В романе «Путь Абая» проблема отцов и детей поднята на новую ступень, она решается как проблема выбора казахского народа между жизнью и смертью. Здесь проводится одна из главных мыслей романа: Абай созидает и несет новое, прогрессивное мировоззрение – проповедует необходимость освоения новых современных знаний, уважение к науке, просвещению, культуре, целеустремленность, самостоятельность и трудолюбие – и прогрессивно оно потому, что только оно, только следование новым мировоззренческим, нравственным ориентирам даст казахскому народу реальную перспективу развития. Следование же старым, архаичным установкам, проповедуемым отцом Абая Кунанбаем и его единомышленниками, с точки зрения М. О. Ауэзова, заведомо тупиковый путь, ведущий казахский народ к историческому проигрышу, более того, к гибели.


Лекция Р. Ж. Абдильдиной была встречена слушателями с большим вниманием и интересом. Аудитория выразила лектору благодарность за содержательное выступление.


Текст: кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Фото: Е. С. Воронова



Назад в раздел