13.01.2012

Евразийские инициативы Казахстана. Они стали предметом глобальной политики ХХI века

13.01.2012

Александр Сидорович, директор Казахстанского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор


Евразийские инициативы Казахстана. Они стали предметом глобальной политики ХХI века


Особым, знаменательным годом в реализации евразийской идеи можно считать минувший 2011-й. Историческим поворотным пунктом стало фактическое признание евразийских принципов на межгосударственном уровне. Публикации в газете «Известия» статей Премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина, Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в октябре 2011 года перевели дискуссии о евразийстве из кабинетов ученых в сферу межгосударственных обсуждений и отношений. Идея Евразийского союза, выдвинутая Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году в Московском университете и материализованная в создании Таможенного союза и Единого экономического пространства, стала предметом глобальной политики ХХI века. Другое важное событие – председательство Казахстана в ШОС. Глубоко символичным является то, что год 20-летия Независимости Казахстана соединил воедино два направления международного сотрудничества на евразийских принципах – десятилетие ШОС и подготовку перехода к новому этапу формирования Евразийского союза. Активным инициатором этих процессов является Республика Казахстан.


ШОС и Евразийский союз: ответ на вызовы века

Формирование Евразийского союза и создание ШОС означает не просто появление региональных объединений стран, обладающих огромными естественными, техническими и людскими ресурсами. Все мировое сообщество осознает их мощнейший потенциал и не может не учитывать их как реальный фактор мировой экономики и политики.

Уже ясно определились контуры качественных изменений мира в ХХI столетии – глобализация, постиндустриальное развитие на основе знаний и инноваций.

Вместе с тем начало XXI века показало, что возникают качественно новые, системные вызовы.

Во-первых, это угрозы гегемонизма и навязывания миру одной модели, одного представления о миропонимании в XXI веке. Они неизбежно приводят к обострению межцивилизационных противоречий.

Во-вторых, это силовое принуждение государств для включения в сферу интересов мировых центров силы при игнорировании норм международного права. Каждое такое действие против стран, выпадающих из сферы их подчинения, провоцирует другую реакцию – создает питательную среду для терроризма и экстремизма.

Третий тип угроз имеет, на первый взгляд, экономическую природу. Опасность финансового коллапса – неслучайный феномен современного мира. Он является порождением не кризиса, а «спокойного и последовательного» развития мирового рыночного фундаментализма, нити которого тянутся к самой мощной экономике мира – экономике США, которая оказалась источником современного мирового экономического кризиса.

В-четвертых, речь идет о монополизации технологического прогресса и недопущении к его результатам государств, не владеющих монополией на патенты, изобретения и другие формы интеллектуальной собственности. Выталкивание ряда стран в прокрустово ложе «сырьевой ориентации» с последующим переводом их в изгои «ресурсного проклятия» стало реальностью не только в отношении африканских государств. Такая участь готовится и для более благополучных стран, если они не смогут объединиться против данной тенденции и перестроить свою политику.

В конце прошлого тысячелетия мир уже почувствовал данные угрозы, и реакция на них была естественной со стороны национальных государств – интенсифицировать региональное сотрудничество. Только в 2010 году было заключено более 200 соглашений, нотифицированных в ВТО.

Мировой кризис не создал названные противоречия. Он их обострил, катализировал и ясно определил: дальнейшее прогрессивное развитие мира требует системной реакции на вызовы.

Историческая роль создания ШОС и Евразийского союза состоит в том, что эти региональные объединения выдвигают глобальный и адекватный ответ на угрозы XXI века. Нурсултан Назарбаев справедливо подчеркнул, говоря о формировании ШОС, что это «альтернатива глобальной нестабильности».

Евразийская идея по своей сути является межцивилизационной идеей. Принципы «шанхайского духа», как основы ШОС, близки евразийским основам жизни. Как отметил Нурсултан Назарбаев в статье «ШОС: 10 лет истории» – «менталитет евразийских народов многообразен, но всех нас объединяют сходные ценности – трудолюбие и миролюбие, гостеприимство, веротерпимость, готовность к диалогу, приверженность к консенсусным механизмам принятия решений». Новая парадигма, формируемая ШОС и Евразийским союзом, противоречит однополярному пониманию мира в духе гегемонизма.

Межцивилизационный диалог народов и стран

Эти принципы для ШОС и Евразийского проекта являются общими. Однако развиваются они по-особому. Евразийский союз – результат совместного длительного проживания народов на одной территории. Другое, принципиальное отличие формирования Евразийского союза – наличие надгосударственных структур. Благодаря этому, через формирование ЕврАзЭс, Таможенного союза, Единого экономического пространства, создаются принципиально новые возможности для быстрой реализации принципов, положенных в основу и ШОС, и Единого экономического пространства. Можно сказать, что в Евразийском союзе заложены уникальные возможности путем создания эффективной экономики и формирования особого центра глобальной силы на базе новой парадигмы равенства, сотрудничества и взаимопонимания.

Однако если институты ШОС ориентированы на координационные действия участников для решения общих задач, то институты Евразийского союза – на прямые действия, подкрепленные организационно и политически для реализации Евразийского синтеза и евразийской идеи.

Как представляется, в сложившихся новых исторических условиях обострения цивилизационных противоречий, на наш взгляд, наступает время признания мировым сообществом важной роли идей евразийства для выхода из тупиков современного развития.

На новом этапе сотрудничества

Прошедшая в Астане 25–26 октября 2011 года масштабная конференция «Казахстан и евразийская идея в новом мире» привлекла большой интерес международной научной общественности. Знаком большого внимания к данной проблеме стали приветствия участникам форума Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Президента России Дмитрия Медведева. Опубликованное к началу конференции международное научное исследование видных ученых евразийского пространства показало, что накоплены значительные методологические и теоретические заделы для более широкого, всестороннего рассмотрения евразийской интеграции и роли идей евразийства Нурсултана Назарбаева в этом процессе.

Интеграция имеет две составляющие – технико-экономическую и социально-политическую. Первая отражает необходимость формирования конкурентоспособной экономики на основе взаимодействия и качественно новых возможностей каждой национальной экономики. «Прорывные результаты, достигнутые в интеграционных процессах на постсоветском пространстве», по выражению Президента РФ Дмитрия Медведева в Послании 2011 года Федеральному собранию, работают на цели модернизации, расширение рынков сбыта, эффективное использование транзитного потенциала стран Содружества. Объективные данные о расширении торговли товарами и услугами между странами-участницами уже сейчас свидетельствуют о конкретных позитивных результатах взаимодействия.

Для определения социально-политической стороны евразийской интеграции важным исходным пунктом является выдвинутое в выступлении Нурсултана Назарбаева на Саммите ШОС 15 июня 2011 года положение о «позитивных наднациональных целях в интересах наших народов, отвечающих ключевым трендам развития мира на ближайшие десять лет». Применительно к формированию Евразийского союза это означает построение таких принципов отношений между странами, которые одновременно обеспечивают через создание наднациональных органов Евразийского союза принятие согласованных решений для стран – участниц, при сохранении принципа политического суверенитета и добровольности участия в союзе, а также сохранение ответственности за национальное воспроизводство.

Передача ряда функций и полномочий в наднациональные органы не означает передачу части суверенитета и независимости. Строго говоря, каждое международное соглашение означает обмен определенными правомочиями между различными странами. С точки зрения институциональной теории – это аксиома. При этом никто из стран – участниц соглашений, как известно, не ставит вопрос об утрате своего суверенитета. В случае формирования Евразийского союза добровольность вступления в него подкрепляется особыми механизмами, которые гарантируют соблюдение интересов сторон и их суверенитет.

Формирование Евразийского союза ставит еще в связи с этим острую проблему – необходимость самостоятельного национального воспроизводства в части обеспечения жизни граждан страны и реальной оценки экономической эффективности отдельных национальных экономик и их взаимных «выгод и проигрышей» в процессе интеграции. Это требуется и в связи с тем, что следует исключить обвинения в неэквивалентности отношений между странами, а также контролировать эффективность реальных обменов между ними. К сожалению, существующий аппарат международных сопоставлений мало приспособлен для этих целей. Важнейшая задача ученых наших стран – создать показатели эффективности межгосударственных связей в рамках формирующегося союза как базу для постоянного мониторинга экономической интеграции.

От идеи к истории будущего

Еще один важный социально-политический аспект евразийской интеграции – характер ее взаимодействия с другими геополитическими центрами мира. Как отмечено в статье Нурсултана Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», союз «должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития». В значительной мере ту же роль выполняет и ШОС. При этом возникает вопрос об определении характера и смысла взаимосвязи европейского выбора и эволюции Евразийского союза.

Теоретически и практически необходимо различать страновой, региональный и цивилизационный аспекты развития, их нельзя смешивать. Страны исторически могут быть связаны с определенным типом цивилизации. «Пограничная зона» общения цивилизаций, их взаимопроникновение определяется не формальными границами стран, а формами международного общения, в том числе в экономической области. С этой точки зрения наши пути в Европу, в Азию в принципе равнозначны, так как мы части единого евразийского мира.

В то же время провозглашение лозунгов об однозначности европейского выбора, стремление стать частью Европы нельзя трактовать упрощенно, как стремление ликвидировать свою самобытность. Взаимообогащение стран достижениями друг друга происходит эволюционным путем. Именно в этом смысле идеи европейского выбора, «дорожных карт» имеют конструктивный смысл и перспективы.

Последнее в свою очередь предполагает признание самоценности евразийского потенциала развития и необходимости консолидации Евразийского союза в сфере социально-культурного развития. Положение Нурсултана Назарбаева о формировании «на деле единого евразийского образовательного пространства» имеет огромную значимость, так как ориентирует наши страны на «формирование единой евразийской идентичности на основе общих ценностей культурного и языкового многообразия».

В условиях становления единого экономического пространства возникает особая проблема подготовки кадров для евразийской интеграции. Это сложная задача особого рода. Специалисты в этой области должны обладать не только знаниями в сфере экономики, права, современных технологий и методов, но и глубоким пониманием евразийской культуры, знанием стран – участниц интеграции.

На наш взгляд, такие задачи могут успешно решаться на базе магистратуры Казахстанского филиала Московского государственного университета им. М. Ломоносова, который воспитывает студентов в духе евразийства. Особенно важно, что такая подготовка будет осуществляться в Казахстане и России, что позволит добиться эффективных результатов в самое короткое время.

2012 год – год реальных действий по формированию Единого экономического пространства и в реализации стремления стран СНГ все более активно участвовать в интеграционных процессах, мощным фактором катализации которых были и остаются Евразийские инициативы Казахстана.